-В последние месяцы, в связи с возросшей интенсивностью грузоперевозок по переездам № 8 и № 14 станции “Коксохим”, стали возникать опасные инциденты с участием автомобильного и железнодорожного транспорта. Так, в январе произошло столкновение локомотива с автомобилем марки КамАЗ, а в феврале “Нива” охраны столкнулась с тепловозом, получив при этом значительные повреждения. В обоих случаях последствия для водителей автомобилей могли носить и более серьезные последствия.
Технологический процесс, связанный с перевозкой кокса на участки погрузки-выгрузки, движением составов со станции “Входная” на “Коксохим” и обратно, требует постоянного движения подвижного состава по этим переездам. Это создает определенные трудности для движения автотранспорта, которые приводят к скоплению машин перед переездами. Поэтому некоторые водители, видя приближение поезда, не желают простаивать в заторе, и в нарушение правил ПДД и общезаводских инструкций стремятся побыстрее «проскочить» переезд.
Вне зависимости от того, одиночный локомотив следует или с поездом — все это крупнотоннажные объекты, обладающие соответствующей инерцией. И чтобы экстренно остановить состав, потребуется время, которого водителю может и не хватить, чтобы закончить опасный маневр.
Данные переезды оборудованы предупреждающими знаками и световой сигнализацией, но, видимо, принятых мер недостаточно, чтобы исключить опасные случаи. Конечно, человеческий фактор всегда присутствует, и то, что кто- то поторопился побыстрее выполнить порученную работу, не может служить оправданием необоснованному риску.
Чтобы повысить общий уровень безопасности, необходимо принять ряд дополнительных мер. Мои предложения адресованы всем заинтересованным сторонам. И актуальны они для всего комбината.
Во-первых, необходимо оборудовать наиболее интенсивные по степени движения железнодорожные переезды, которые иногда используются, в том числе, и как пешеходные переходы, камерами видеонаблюдения. Полученную информацию с них выводить на сервера служб, в ведении которых находится организация безопасности движения. Это необходимо, чтобы в целом повысить общий уровень ответственности водителей и пешеходов, а в спорных моментах видеозаписи могут составлять доказательную базу.
Во-вторых, сейчас на некоторых пересечениях железнодорожных путей с утвержденными пешеходными переходами, например, в районе ЦМК и участка побелки шлаковозных ковшей доменного цеха, применяется светозвуковая сигнализация в виде проблескового маячка красного цвета, предупреждающего табло и зуммера. Данный вид оповещения срабатывает при приближении поезда к нему за 60-100 метров. Это очень удобно и эффективно, так как позволяет привлечь внимание людей, и они точно знают, что поезд близко. Сейчас сигнализация на некоторых переездах находится во взаимосвязи с устройствами, отвечающими за приготовление маршрута и открытие сигналов, разрешающих поезду проследовать по определенному пути. Поэтому, когда специалист открывает разрешающий сигнал локомотиву, автоматически срабатывает и сигнализация на переезде. Это не совсем удобно для водителей и пешеходов, так как от момента перекрытия переезда до проследования состава иногда проходит несколько минут. Если дооборудовать переезды такими проблесковыми маячками и зуммерами, то все, кто готовится проследовать через железнодорожные пути, уже точно будут знать, что поезд находится в непосредственной близости.
Когда я готовил статью, консультировался с разными специалистами, чтобы узнать их мнение по данному вопросу. Кто-то говорил, что имеющейся системы вполне достаточно. Но почему тогда регулярно происходят инциденты? И это только те случаи, которые имели последствия. А скольких столкновений еще удалось избежать, благодаря реакции и профессионализму машинистов тепловозов?
Кто-то поддерживал предложения, соглашаясь с тем, что дополнительные меры могут повысить безопасность движения. И хотя это может повлечь за собой дополнительные расходы, но разве можно жизнь и здоровье человека выразить в денежном эквиваленте? Вопрос реально существует, и чтобы проблема начала решаться, ее хотя бы нужно озвучить. Мои предложения, конечно, — не единственное верное решение. Но если они помогут выработать комплекс мер, которые позволят сократить число опасных моментов на переездах, значит, усилия были не напрасными.
И если нужно что-то сделать, чтобы избежать этих моментов, необходимо, оставив в стороне разговоры о тотальном контроле, дополнительных расходах и усложнении условий труда, начать хоть что-то делать. Жизнь — бесценна. И когда осознаешь, что ее пытаются тебе сохранить, может, когда-нибудь сумеешь оценить эту заботу.
Добавлю еще с точки зрения машиниста. Когда управляешь махиной в 120 тонн, знаешь ее возможности, и о том, что не всякая техника является для нее серьезным препятствием, знаешь, что при столкновении не избежать тяжелых последствий для автомобиля и человека. И пусть твоей вины в случившемся нет, но осадок на душе остается в любом случае. А ведь у каждого человека еще и свой порог стрессоустойчивости, и нет гарантии, что у машиниста не подскочит давление или не схватит сердце.
Сергей Дюжев
Фото из архива редакции