В борьбе со стихией

Новый 2020 год оказался богатым на снег. Излишне снежная зима стала проблемой для подразделения комбината, занимающегося снегоборьбой, а также трамвайного парка.

Миллион квадратных метров
На дорожно-парковом участке УАТ работает 18 человек, 6 из которых – подрядчики ТОО «BSR». 5 озеленителей и 7 дорожных рабочих входят в штат комбината. Вместе с озеленителями работники участка расчищают от снега весь комбинат и всю прилегающую к нему территорию, и в этом году им приходится особенно непросто, ведь таких осадков зимой не было очень давно.

-Во время буранов мы просто не успевали чистить. Расчищенные дороги тут же заметало снегом, — говорит начальник дорожно-паркового участка Анисия Песчальникова. – Снега было так много, что часто нам приходилось разгребать его лопатами, чтобы наша техника могла свободно пройти и не застревать. Особенно трудно при расчистке тротуаров. А на комбинате есть до того узкие дорожки, что их можно очистить только вручную, потому что даже наш маленький трактор там не поместится. Теперь представьте объем работы после обильных осадков, когда вырастают метровые сугробы. Кроме того, на территории комбината отсутствует площадка для складирования снега. Его нужно вывозить, и наши машины подолгу простаивают на проходных. Так что снегоборьба дается очень непросто.

Анисия Песчальникова вспоминает, что раньше один только штат дорожных рабочих был в четыре раза больше и составлял 28 человек. Постепенно число работников уменьшалось, но обслуживаемая территория меньше не становилась. Сейчас она составляет миллион квадратных метров: 250 тысяч квадратных метров пешеходных дорог и 750 тысяч квадратных метров автодорог на комбинате и вокруг него.

-Дорога на проспекте Республики — от улицы Караганды до заводоуправления, на улице Ушинского — от улицы Караганды до перекрестка УАТ – все это наше. Также мы обслуживаем территорию возле домов специалистов, расположенных на улице Победы, проспекте Строителей. А еще есть гостиница «Нура», боулинг-центр и автодорога к нему, ОРОП, спорткомплекс «Миттал» — в общем, все социальные объекты АО «АМТ». Целая бригада работает над расчисткой подземных переходов, в сумме это 500 квадратных метров. Наши работники расчищают площадки на автобусных и трамвайных остановках. Один человек постоянно закреплен возле зданий управления комбината и инженерного корпуса. Территория огромная, а у нас всего один автогрейдер, и это печально, потому что с такими снегопадами мы просто не успеваем все очищать. Нам обещали закупить еще один автогрейдер в этом году. Будем ждать и надеяться.

Другой снегоуборочной техники у дорожно-паркового участка тоже немного. Для расчистки тротуаров предусмотрен небольшой трактор МТЗ, но из-за сильных буранов ему часто приходится помогать вручную. Два КамАЗа перевозят антигололедный материал для ежедневной посыпки автодорог. Еще один КамАЗ задействован в расчистке.

Во время буранов поступали звонки от отдела ЖКХ с просьбами уделять особое внимание автодорогам на территории комбината, по которым ходят пассажирские автобусы, чтобы люди могли вовремя добраться до рабочих мест. Особенно это касалось автодорог возле таких удаленных подразделений, как коксохимпроизводство и ТЭЦ-2. Работники участка обеспечивали своевременную расчистку дорог. В приоритете были дороги, по которым двигаются автобусы, обслуживающие маршруты №№ 6 и 8. Однако 28 января буран был такой силы, что водителям автобусов посоветовали не доезжать до коксохимпроизводства, а сократить маршрут до остановки возле проходной конвертерного цеха.

-Видимость была практически нулевая, и не было никакой гарантии, что на дальних участках автобус с пассажирами не попадет в ДТП. Поэтому решили не рисковать, — говорит Анисия Песчальникова.
Кроме автомобильных дорог, по которым ходят маршрутные автобусы, приоритетным является участок, расположенный в районе свалки ТОО «Аскар и к». На участке находятся склад огнеупора и противопожарная часть № 14. Дорогу к нему также постоянно расчищали. Учитывая работу на приоритетных дорогах, малое число работников, недостаток техники и тяжелые погодные условия, к расчистке многих участков комбината после буранов приступали не сразу, несмотря на многочисленные звонки и заявки. По словам Анисии Песчальниковой, пришлось работать не только в будни, но и в выходные дни.

Конечно, нельзя сказать, что для улучшения условий работы дорожно-паркового участка ничего не делается. Так, в 2019 году взамен старого был закуплен новый автогрейдер. Недавно появились погрузчик АМКОДОР и поливомоечная машина. В этом году, кроме автогрейдера, ожидается поступление еще одной поливомоечной машины и АМКОДОРа, что должно существенно облегчить ситуацию с уборкой комбината. Решается и кадровый вопрос: скоро на участок должны принять еще четверых дорожных рабочих-озеленителей из числа подрядчиков (шестеро уже были приняты). Представители такой «двойной» профессии – самый приемлемый для комбината вариант, ведь работы с растениями в летнее время тоже много.

Когда пути заметает
Непросто приходится во время буранов работникам трамвайного парка. В такие дни они массово выходят на расчистку путей.

-Лопатами работают все – от водителей трамваев, ремонтного персонала до специалистов и начальников. С таким обилием осадков техники у нас не хватает, — говорит начальник трамвайного парка Ирина Объедкова. – Для снегоборьбы приходится нанимать подрядчиков. В самые буранные дни комбинат предоставлял парку свои КамАЗы для вывоза снега. Минимальную помощь нам оказывают, за что мы очень благодарны.

За снегоуборочными машинами по путям следует вагон-снегочист – техника специфичная и незаменимая. По словам Ирины Объедковой, ей хотелось, чтобы у трампарка появились два автогрейдера, погрузчик, две грузовые машины для сбора и вывоза снега. Тогда очистка производилась бы быстрее, и вагоны меньше бы простаивали.

-Электрооборудование трамвая находится внизу. Во время сильных снегопадов снегом забиваются тяговые двигатели, панели, где расположены контакторы и реле, — говорит начальник трампарка. – И если наши старые вагоны, которые мы называем «танками», еще кое-как могут пройти в буран, то вагоны чешского производства — нет. Не предназначены они для наших условий.

В самый сильный буран, который случился 28 января, трамваям удалось продержаться на линии до обеда, что уже считается неплохим показателем, учитывая все трудности, описанные выше.

Кира Щербакова