Аким Темиртау Галым Ашимов хорошо осведомлен обо всех проблемах, с которыми ежедневно сталкиваются работники удаленных подразделений комбината. Свою речь он начал с критики перевозчика, который никак не может навести порядок на своем предприятии.
-Раз в две недели я провожу совещания с подрядными организациями, и мы там жестко разговариваем с транспортными компаниями. ТОО «TTS», в числе прочих, обслуживает маршруты №№ 6, 8, 12, 22. Это проблемные маршруты, мы субсидируем их из городского бюджета. Стоимость проезда не менялась с 2015 года, а затраты предприятия на резину, масла, запчасти и прочее растут. Но если в прошлом году на субсидии ТОО «ТТS» было выделено 100 миллионов тенге, то к концу года 26 миллионов мы им не доплатили – за неудовлетворительное обслуживание маршрутов. Если мы дотируем транспортное предприятие, оно не должно срывать маршруты.
По словам акима города, нехватка водителей и сходы автобусов с рейсов– это внутренние проблемы предприятия. Если пришел в транспортный бизнес – будь добр выполнять условия договора, изыскивай для этого средства, привлекай партнеров. В любом случае, проблемы перевозчика не должны отражаться на пассажирах, как это происходит сейчас.
-У ТОО «TTS» восемь автобусных маршрутов. Но если вы не можете столько обслуживать, откажитесь от половины, оставьте себе четыре. Для обслуживания оставшихся четырех мы пригласим фирму, и вопрос решится, — высказал свою точку зрения аким.
Конечно, договор с ТОО «TTS» можно расторгнуть, сделав это быстро. Но, как объяснил аким, такой шаг повлечет за собой еще больше проблем, чем сейчас, ведь так же быстро завести на рынок пассажирских перевозок другую фирму не получится: не позволит законодательство, да и найти подходящих претендентов с большим автопарком непросто. В итоге многие автобусные маршруты перестанут функционировать. Как на это отреагируют жители Темиртау, можно только представить.
-Перевозчики этим, наверное, спекулируют, — говорит Галым Ашимов. – В этом году будет проводиться конкурс на обслуживание автобусных маршрутов. Последний такой конкурс был в начале 2015 года, я же заступил на должность в августе. К тому времени все договоры были подписаны. Но в этом году мы будем жестко подходить к транспортным предприятиям, и заставим их устранить все недостатки.
Аким города сказал, что сам часто пользуется автобусами, много ездит по городу на велосипеде и ходит по нему пешком. Галым Ашимов обращает внимание на состояние остановочных павильонов и автобусов, спрашивает у жителей Темиртау, сколько минут они стоят на остановках. По словам акима, периодически он ездит на ТЭЦ-2 и разговаривает с работниками, так что знает о проблемах с маршрутом № 8. После проведенной в профцентре встречи аким пообещал в очередной раз собрать перевозчиков и составить с ними серьезный разговор.
Когда председателям профкомов дали слово, они вновь пожаловались на существующие сейчас проблемы. Был поднят вопрос продления маршрута № 14. Для этого председатели профкомов УЖДТ и ТЭЦ-2 провели изучение пассажиропотоков, в отдел ЖКХ, ПТ и АД были представлены все запрошенные документы. Зная, что перевозчики будут говорить о расходе топлива, горюче-смазочных материалов и нехватке водителей, профсоюз предложил вариант решения проблемы, заключающийся в пересмотре графика движения маршрутов. Как известно, существуют часы пик, когда автобусы заполнены «под завязку», и временные промежутки, когда работники комбината практически не пользуются автобусами. Профсоюз «Жактау» направил в отдел ЖКХ письмо, в котором попросил установить время для маршрута № 8 с 10.00 до 15.00 с конечной остановкой ЦОИ, для маршрута № 22 – с 10.00 до 15.00 с конечной остановкой «Промбаза», для маршрута № 12 – с 10.00 до 15.00 с конечной остановкой «Конвертерный» (с расчетом, что в остальное время автобусы будут ходить дальше этих остановок, по привычным маршрутам большей протяженностью). То есть, фактически перевозчику предложили «урезать» маршруты в то время, когда у работников комбината нет необходимости в автобусах. Таким образом транспортное предприятие смогло бы сэкономить горюче-смазочные материалы, потратив их на продление маршрута № 14 до конечной остановки ЖБИ, а также маршрута № 8 для удобства работников. Письмо подписали председатель профсоюза «Жактау» Виктор Щетинин и исполнительный директор АО «АМТ» Вадим Басин. Однако отдел ЖКХ не пошел навстречу. В ответном письме за подписью руководителя отдела Низами Гаджиева сказано, что «автобусные маршруты функционируют по утвержденному графику длительное время. Любое изменение по сокращению графиков вызовет недовольство граждан, что приведет к росту социального напряжения». Как уверяет отдел ЖКХ, вышеуказанные маршруты обеспечивают доставку работников не только АО «АМТ», но и предприятий, прилегающих к его территории. А еще маршруты являются социально значимыми, их субсидируют из местного бюджета, а при этом учитывается протяженность. О продлении маршрута № 14 в ответе ничего не сказано. Председатель профкома УЖДТ Виктор Панов напомнил, что данный вопрос не решается на протяжении четырех лет, несмотря на то, что в отделе ЖКХ за это время сменилось несколько руководителей. Вопрос продления маршрута № 14 акимом был взят на заметку. Также Галым Ашимов сказал, что перевозчикам установлено требование до мая этого года ввести на всех автобусах электронное билетирование, что позволит прояснить многие моменты, начиная от популярности того или иного маршрута до сумм, собираемых ежедневно одним автобусом. Также от перевозчиков требуют установки счетчиков пассажиропотоков, что прояснит картину еще больше. Но только исполнят ли транспортные предприятия эти требования?
Аким города отметил, что он всегда готов к диалогу, и предложил встречаться раз в квартал, так как за каждым председателем стоит трудовой коллектив, и вопросов к местной власти действительно много.
Кира Щербакова