Как льется сталь?

На Казахском заводе работало немало талантливых металлургов, прославивших город Темиртау далеко за его пределами. Но и те, кто пришел после них, сумели внести весомый вклад в отечественную металлургию. Один из таких людей – Абу Аменов, проработавших на производстве не один десяток лет.

Абу Аменов родился в селе Актобе Тельманского района Карагандинской области. Желание связать свою жизнь с производством появилось у него еще в юном возрасте, и после окончания школы он попытался поступить в Карагандинский политехнический институт, но не прошел по конкурсу. Отслужив в армии, Абу Садвакасович приехал в Темиртау и устроился газовщиком сети в газовый цех Казахстанской Магнитки. Именно тогда он понял, что больше всего ему по душе производство стали – труд очень непростой, но зато почетный и интересный. 

— Работники газового цеха обслуживали многие другие цеха. Мы часто ходили на вызовы, и, оказавшись однажды в мартеновском цехе, я захотел увидеть, как льется сталь. Точнее, не только увидеть, но и принять в этом процессе непосредственное участие. К счастью, этой моей мечте суждено было сбыться, — сказал Абу Аменов.

Большим шагом навстречу мечте стало поступление на сталеплавильное отделение завода-втуз по специальности «Металлургия черных металлов». Работу в газовом цехе ради обучения в очной форме пришлось оставить и полностью погрузиться в студенческую жизнь. Учился Абу Садвакасович старательно, ведь от качества полученных знаний зависит, чего выпускник сможет достигнуть в дальнейшем.

В мартеновский цех Казахского завода Абу Аменов пришел в ноябре 1982 года. На металлургическое предприятие он попал по распределению после получения диплома. Начинал простым рабочим – в должности подготовителя сталеразливочных канав. Такой труд давал хороший старт будущим металлургам и руководителям, и многие начинали свой путь именно с него.  

— Начальником цеха тогда был Марк Борисович Шугаль: очень хороший, справедливый, уважаемый человек, который оценивал работников исключительно по их заслугам, — вспоминает ветеран. – Сам начальник, даже будучи уже в немолодом возрасте, приходил на работу раньше всех, обходил все участки, поднимался на выплавку, и только потом шел к себе в кабинет. Одного взгляда этому опытному руководителю было достаточно, чтобы заметить какие-то недостатки. Марка Борисовича сменил Александр Богданович Берг. У обоих я научился очень многому. А моим первым мастером был передовик производства Утеген Габдуллович Габдуллин: как наставник, он дал мне большие знания. Да и опытные рабочие всегда помогали советом. В институте, как известно, обучают теории, а практики у меня было крайне мало, как у всех начинающих. Без помощи коллектива тут никак не обойтись. 

Освоив азы металлургического производства, Абу Аменов стажировался на разливщика стали. Эту непростую профессию ему помогали осваивать маститые сталевары: Николай Верхотуров, Манат Жаныбеков, Василий Матвейчук, Анатолий Ворожейкин, Олжабай Иманбаев. Потом Абу Садвакасович исполнял обязанности мастера разливки стали, работал подменным мастером, начальником смены, мастером производства на горячем участке.

— Люди уже знали меня, а я — их, — говорит Абу Аменов. – Интересно, что, когда я руководил сталеварами, то продолжал у них учиться. Производство металла – очень сложный процесс. Для того, чтобы он получался качественным, нужно многое знать, многое уметь, и даже за несколько лет непрерывного труда невозможно изучить все нюансы.

Проработав девять лет на Казахском заводе, Абу Аменов перешел в конвертерный цех комбината. Там он работал мастером, начальником смены, заместителем начальника по технологии. Так как трудиться на тяжелом производстве до наступления пенсионного возраста непросто, Абу Садвакасович устроился старшим научным сотрудником в Химико-металлургический институт, расположенный в Караганде. Вместе с коллегами в сталеплавильном отделении института он разрабатывал технологию производства новой, коррозиестойкой марки стали – Х-80. Усилия увенчались успехом: с приходом Абу Садвакасовича было принято решение провести первую плавку сверхпрочного металл, после чего марку запатентовали.

— Сталеплавильный процесс – это полностью окислительный процесс, в ходе которого удаляются все ненужные металлу примеси, — говорит Абу Аменов. – После достижения в металле определенного содержания углерода делается присадка. В зависимости от марки стали рассчитывается количество ферромарганца и других компонентов. Выпускалась сталь для производства КамАЗов, белой жести и многого другого.

На пенсию Абу Садвакасович вышел в 2018 году. Его общий стаж составляет 46 лет, большая часть которого – работа на сталеплавильных производствах. Сейчас он с удовольствием встречается со своими коллегами, бывшими работниками Казахского завода, а недавно принял участие в мероприятиях, посвященных 75-летию выпуска Первой казахстанской стали, которые оставили у него самые положительные впечатления.    

Кира Щербакова