Ремонты, планы, инвестиции
В начале «круглого стола» присутствующим рассказали о произошедших на комбинате несчастных случаях, напомнив о необходимости соблюдения правил техники безопасности. Большая часть доклада была посвящена инвестициям. Сейчас реализуется проект замены оборудования водородной станции. Ввести в эксплуатацию новое оборудование, которое ранее ни разу не применялось в кислородном цехе, планируется в 2020 году. Еще один инвестпроект, уже завершенный – замена пяти установок сушки воздуха, что позволило существенно улучшить качество воздуха, который поступает главному его потребителю – в конвертерный цех.
На следующий год запланированы такие инвестпроекты, как строительство азотопровода низкого давления, что позволит улучшить обеспечение доменного цеха азотом среднего давления; продолжение замены абсорберов; строительство новой эстакады трубопроводов; замена разделителей на электродвигателях (это позволит облегчить их пуск и уменьшить потребление электроэнергии).
По программе «Гигиена» в этом году практически полностью была отремонтирована мужская душевая в АБК кислородного цеха. Ремонт выполнен по новым стандартам АО «АМТ» на 85% и скоро будет завершен. В следующем году планируется провести ремонт женской душевой.
С начала 2019 года в кислородный цех было принято 12 человек (средний возраст 32 года), уволено 15 человек, большинство из них достигли пенсионного возраста (средний возраст 49 лет). В подразделении работает 14 женщин предпенсионного возраста от 56 лет и старше. Новых работников взамен вышедших на пенсию планируют принимать заранее, чтобы они смогли пройти обучение в цехе.
Кто должен чистить снег?
На «круглый стол» поступило всего 17 письменных вопросов. Но немало вопросов работники задали прямо из зала. Как было отмечено в конце встречи, получился настоящий «круглый стол», на котором были и эмоции, и противоположные мнения присутствующих. Один из важных вопросов касался снегоборьбы – актуальная для комбината тема на протяжении уже многих лет. Затронул ее работник кислородного цеха Андрей Луконин. Вот что он написал: «В распоряжении от 4 ноября 2019 года «О работе производств и цехов в зимних условиях» приказано принять по контракту в УЖДТ монтеров пути в количестве 71 человек на период с 1 ноября по 31 марта. Я так понимаю, что такое количество монтеров пути необходимо для поддержания в рабочем состоянии стрелочных переводов, очистки их от снега и наледи. Приняты ли монтеры пути на зимний период, или же, как обычно, будут массово привлекать работников цехов?».
Автор обращения пожаловался на то, что иногда работников цехов снимают с основной работы и привлекают к снегоборьбе через 3-7 дней после окончания бурана, когда стрелки уже чистые. В этом случае большую часть времени работники просиживают, или скоблят снег до земли на своих же участках, а работу в цехах за них выполняют оставшиеся коллеги. Также Андрей Луконин отметил, что на станцию «Копровая» цеха вентиляции обязаны выделять двух человек. На деле это не выполняется, и похоже, что дежурные по штабу снегоборьбы даже не знают о существовании такого цеха. Как стало ясно из ответа, распоряжение исполнительного директора АО «АМТ» Вадима Басина, о котором шла речь в вопросе, имеется, есть и положение к нему. 49 монтеров пути уже приняли в штат УЖДТ. Сейчас через ТОО «BSR» решается вопрос о приеме еще 18 человек. Наряду с этими мерами, для обеспечения бесперебойной работы комбината был создан приказ о создании штаба снегоборьбы. Вроде бы, все понятно, зимний труд работников закреплен документально. Но здесь имеется много спорных моментов, которые озвучили собравшиеся.
-Каждый из нас проходит медосмотр по своей профессии. Но снегоборьба – это совсем другая работа: на улице, на холоде, на морозе. Мы же не проходим медосмотр, как работники УЖДТ. Получается, что мы не готовы к такой работе по медицинским показаниям? – спрашивает один из присутствующих.
-Дело не только в медицинских показаниях, — дополняет второй работник. – Основная работа по снегоборьбе проходит в ночное время суток. Это довольно опасное мероприятие — неподготовленный персонал ночью отправлять на железнодорожные пути. Хорошо, что еще никто под поезд не попал. Персонал должен быть обучен и подготовлен для проведения данных работ, ведь во время метели видимость при очистке путей снижена.
На это начальник кислородного цеха Дмитрий Тресцов сказал, что работникам проводится инструктаж, кроме того, они ведут снегоборьбу под контролем представителя УЖДТ. На это присутствующие возразили, что если бы работники УЖДТ сами справлялись со своими обязанностями, работников кислородного цеха к снегоборьбе бы не привлекали. Начальник объяснил, что бывают бураны, с которыми работники только одного подразделения не справятся, а принять для расчистки путей 200-300 человек на день невозможно. Если же остановится транспорт – остановится весь комбинат. Допускать этого нельзя, так как все знают, какие могут быть последствия. Поэтому нужно спасать комбинат собственными силами. Вопрос целесообразности нахождения работников на путях после буранов можно решить.
Свое мнение на этот счет высказал заместитель председателя профсоюза «Жактау» Владимир Дубин. Он поддержал работников кислородного цеха.
-Прежде чем направлять человека на снегоборьбу, он должен быть обучен, должен пройти медосмотр, а работать в ночное время нужно не только под руководством представителей УЖДТ, но и представителей по технике безопасности, — говорит зампредседателя. – Нужно создать все условия для того, чтобы не было травм и несчастных случаев. В первую очередь, должна быть забота о людях, и только потом — о производстве. Именно так написано в Коллективном договоре. И здесь должна работать служба персонала. Можно было уже давно обдумать, как на зимнее время принимать сезонных работников, которые были бы подготовлены и сами бы решали вопросы снегоборьбы, не отвлекая работников от основного производства. Так что проблема была поднята правильно.
Присутствующие полностью согласились со словами Владимира Дубина и сказали, что людей в подразделении не так уж много. Есть участки, где работают всего два человека, и если одного из них снимают, оставшемуся приходится трудиться уже на двух участках. Так что часто снегоборьба становится для работников «непозволительной роскошью».
Зарплату – по справедливости
Был поднят и самый популярный на комбинате вопрос – повышения оплаты труда. Также работники поинтересовались, почему зарплаты рабочих больше, чем служащих, например, тех же мастеров? Как стало ясно из ответа, для служащих на комбинате введено индивидуальное повышение окладов. Оно производится на усмотрение руководителя структурного подразделения на основании его ходатайства и обоснования экономического эффекта. В этом году администрация рассмотрела такое повышение окладов работникам кислородного цеха. Согласно политике компании, оклады были увеличены на 15%. Озвучивать фамилии «счастливчиков» на «круглом столе» не стали. Недавно комиссией было одобрено еще одно ходатайство, оклад работнику будет увеличен до конца текущего года. Что касается разниц в зарплатах рабочих и служащих, то они обусловлены тем, что рабочим производятся различные доплаты: за профессиональное мастерство, за расширение зоны обслуживания, за недоштат, за вредность и прочие. Служащие же лишены возможности такого увеличения зарплаты.
-Сейчас на комбинате ощущается дефицит кадров среднего звена. Почему это происходит? Потому что многие принимаемые работники, увидев оклад, который им предлагают, не соглашаются идти в служащие. Для них лучше быть рабочими, чем мастерами, — говорит Владимир Дубин. – У служащих и ответственности больше, и работы, а зарплата меньше. У нас привыкли равняться на предприятия в Европе, перенимать что-то у них. Но почему бы не рассмотреть в качестве примера Магнитогорский металлургический комбинат? Там мастер получает на 20% больше рабочих. Если из-за производимых доплат зарплаты рабочих поднимаются, мастер все равно должен получать больше на 20%. Если бы мы внедрили такое здесь, то средний персонал, инженерно-технические рабочие задерживались бы на комбинате. А что такое ходатайство? Для одного работника руководитель будет ходатайствовать, потому что он для него хороший, а для другого – нет. Сами понимаете, что есть такие руководители. И получается разнобой. Необходим комплексный подход для решения этого вопроса.
Кислородный цех пообещали вскоре перевести на новую систему оплаты труда по примеру прокатных цехов. Администрация надеется, что после этого спорных моментов станет меньше.
Кира Щербакова