Зарплату – выше, на пенсию – раньше

Очередной «круглый стол» прошел 13 ноября в управлении автотранспорта АО «АМТ». Как и в других подразделениях, наибольшее число вопросов были об оплате труда и трудовых отношениях. Затронули работники и проблему снижения пенсионного возраста, которая пока остается неразрешимой.

Ремонты и инвестиции

В начале «круглого стола» работникам рассказали о несчастных случаях. В 2019 году в стальном департаменте, включая дочерние предприятия, произошло 32 несчастных случая, один из них – смертельный. В 2018 году было 35 несчастных случаев, два из них смертельные. В Управлении автотранспорта за текущий и прошедший годы несчастных случаев не произошло. Специалисты по технике безопасности напомнили также о смертельных несчастных случаях, произошедших в компании «АрселорМиттал» с участием автотранспорта, в том числе, о случае в ТОО «Оркен» в августе этого года, когда автомобиль, стоящий на уклоне, задавил водителя, производившего его ремонт. Работников призвали быть очень осторожными.

Были озвучены производственные показатели УАТ. По сравнению с 2018 годом, численность парка автомашин в этом году снизилась: было 785 единиц техники, стало 718. Это связано со списанием и реализацией части легковых машин. Средний пробег на одну автомашину управления составляет 1910 километров. Вырос коэффициент использования парка — за счет эксплуатации машин, ранее находившихся на консервации. Он составил 77,55% (в прошлом году – 71,65%).

В связи с аварией, произошедшей в 2018 году, инвестиции в УАТ были значительно снижены. В этом году начался третий этап ремонта автодорожной эстакады, который продолжается и сегодня. В ближайшее время ожидается поставка новой техники, в числе которой – комбинированная дорожная машина, погрузчик, газель, автобус «ПАЗ» и автогрейдер.

В планах — закупка гусеничного автокрана фирмы «Liebherr» стоимостью 400 миллионов тенге, больших бульдозеров для работы на ТЭЦ-2, фронтальных погрузчиков. Необходимо произвести замену нескольких «БелАЗов». Нуждается УАТ в автоцистерне для перевозки воды, топливозаправщиках, дорожной и прочей технике. Закуп всех автомашин должен обойтись комбинату в 1 миллиард 467 миллионов тенге, но сколько будет выделено администрацией – пока неизвестно.
В 2018 году для УАТ было закуплено запчастей и материалов для проведения ремонтов на сумму 159 миллионов тенге. План закупок на 2019 год – 176 миллионов, предложения на 2020 год – 369 миллионов тенге. Ежегодно для управления закупают инструменты.

Численность персонала УАТ в 2019 году выросла и сейчас составляет 812 человек. За 10 месяцев текущего года в штат было принято 88 человек (средний возраст – 38 лет), уволилось 47 человек. Еще 38 человек были переведены в штат из аутстафферов. Штатными работниками являются абсолютно все водители «БелАЗов», машинисты бульдозеров, автокранов и диспетчеры.

Сегодня в УАТ работает 6 женщин старше 55-ти лет, и 105 мужчин старше 60-ти (почти 14% от общей численности). В основном, это водители и машинисты бульдозеров. УАТ предстоит решить вопрос замены новыми кадрами людей, которые скоро выйдут на пенсию.
Произошло увеличение заработной платы работников управления. Нередко им приходится работать в выходные и праздничные дни, так как подразделение принимает участие в устранении последствий всех произошедших на комбинате аварий. Время переработок оплачивается в установленном законом размере. За месяц оно составляет в среднем 18-19 тысяч часов.

Наболевшие вопросы

В этом году на «круглый стол» поступило 67 вопросов. В тройку лидеров вошли вопросы об оплате труда, по трудовым отношениям и социальные. Были вопросы об обеспечении спецодеждой и СИЗ. Работники предложили выдавать водителям «БелАЗов» зимний комбинезон, а не ватники и фуфайки, в которых зимой бывает холодно.

-Необходимо составить письмо-обоснование о включении зимнего комплекта в перечень спецодежды по профессии, — ответил начальник Управления по охране труда АО «АМТ» Максим Зубов.
Директор по охране труда и промышленной безопасности АО «АМТ» Андрей Маркин добавил, что если есть необходимость специализировать одежду для работников каких-либо участков, то администрация готова пойти навстречу и рассмотреть обоснованные предложения.

-Можно ли выдавать водителям летнюю дышащую обувь? – поинтересовались работники.

-У нас есть такая возможность, но необходимо обоснование с указанием числа людей, — говорит Андрей Маркин. – Сейчас работникам выдают два комплекта обуви: общего назначения, за исключением обуви на термостойкой подошве, и зимний. Если мы согласимся выдавать вам летнюю обувь, не будете ли вы потом просить демисезонную? Пока мы не готовы иметь три комплекта – летний, зимний, и демисезонный. Поэтому нужно искать оптимальное решение.
Как всегда, многие вопросы о трудовых отношениях были посвящены нехватке персонала. Работники пожаловались на недостаток специалистов-слесарей по ремонту агрегатов автомобилей «БелАЗ».

-На 28 октября 2019 года из 33 единиц штатного расписания ремонтной мастерской УАТ не укомплектована только одна единица. Все остальные — укомплектованы, — ответил начальник отдела организации оплаты труда АО «АМТ» Денис Зюзько.

Было предложение уменьшить пенсионный возраст для водителей большегрузного автотранспорта, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда.

-В январе 2018 года совместно с профсоюзом мы обращались в госорганы по поводу снижения пенсионного возраста, но ответа так и не последовало, — сказал Денис Зюзько.
Председатель профсоюза «Жактау» Виктор Щетинин добавил, что полтора месяца назад руководители профсоюза металлургов и профсоюза угольщиков совместно с администрацией компании встречались с министром труда и социальной защиты во время его визита на комбинат. На вопрос о снижении пенсионного возраста министр ответил, что этого не предвидится.

-Мы работаем с министерством и правительством над тем, чтобы убрать ограничение для получения государственных специальных пособий по спискам № 1 и 2. Сейчас пособие могут получить только те, кто выработал определенный стаж на 1 января 1998 года, — говорит Виктор Щетинин. — Если ограничение уберут, то получать пособия будут представители всех перечисленных в списках профессий при достижении ими возраста, в который раньше они смогли бы выйти на пенсию. Результат мы пока не получили. Как только получим, обязательно о нем сообщим.
Немало вопросов касалось оплаты труда. Работники УАТ пожаловались администрации на низкие зарплаты.

-УАТ обслуживает все цеха комбината. Почему у нас зарплаты намного меньше, чем в большинстве других цехов?

-Зарплата устанавливается на базе тарифных ставок и аттестации рабочих мест. У каждого цеха есть своя аттестация и свои тарифные ставки, и они влияют на оплату, — ответил Денис Зюзько.

-Почему у водителей «БелАЗов» в угольном департаменте зарплата выше, чем у нас в стальном?

-Разница в зарплатах стального и угольного департаментов составляет всего 3 тысячи тенге, — говорит Денис Зюзько. – Средняя зарплата водителя «БелАЗа» в стальном департаменте — 189 тысяч тенге, в угольном – 192 тысячи.

-Когда вернут классность водителям? – спросили работники.

-Классность не вернут – она была отменена государством. В соответствии с квалификацией работ есть разряды, прописанные в ЕТКС РК, — ответил Денис Зюзько.
Были подняты и социальные вопросы. Работники предложили выдавать бесплатные путевки в качестве поощрения за хорошую работу. Но такая программа уже действует на комбинате. В прошлом году 11 работников УАТ получили путевки в дом отдыха «Шахтер» в качестве поощрения со стороны администрации за устранение аварии, произошедшей на комбинате в конце 2018 года. Было высказано предложение увеличить количество льготных путевок. На это Виктор Щетинин ответил, что в УАТ полностью не разбирают даже те путевки, которые выделяют подразделению сейчас. Многие из них остаются невостребованными, поэтому увеличение нецелесообразно.

Кира Щербакова