Рассказывает начальник автоколонны №2 Геннадий Александрович Марасанов:
От временной стоянки до управления
Автотранспортный цех комбината был сдан в эксплуатацию в 1959 году. Временная стоянка на несколько десятков автомашин располагалась на Карагандинском шоссе. Не было ни ремонтных мастерских, ни помещений для техобслуживания. Ремонт техники производили на открытой стоянке силами водителей.
В 1972 году на территории, где сейчас находится управление, была проведена большая работа по строительству новой базы и модернизации цеха. Автотехника подразделялась на три колонны. Персонала было 516 человек. Сегодня в структуре Управления автотранспорта девять автоколонн, которые расположены не только на территории цеха, но и в ЦПП, цехе благоустройства. Есть отделение в Караганде — Тихоновская автобаза.
На территории автоцеха находятся бокс с ремонтной мастерской, комплексом техобслуживания, стояночные боксы, автомойка, пункт проверки техисправности автотранспорта перед выездом на линию. Цех расположен непосредственно на территории комбината. Здесь сосредоточены вся основная спецтехника и основные фонды. Ежедневный выход автотехники составляет около 442 единиц. Численность персонала УАТ на сегодня — 860 человек.
Во всех цехах комбината задействована наша техника. Это большегрузные самосвалы, колесные тракторы, бульдозеры, погрузчики, автокраны, автобусы и легковые автомашины. Работа этой техники зависит не только от водителей-механизаторов, но и от многих служб автоцеха. Это отдел эксплуатации, техотдел, отдел безопасности движения и техники безопасности, медицинская служба, ремонтные мастерские, отдел труда и заработной платы. Есть гаражная служба, где находятся дежурные механики — это окончательный выход техники, контрольно-пропускной пункт, где машины проверяют перед выездом. И, конечно, цех не обходится без автозаправочных станций. Значимая роль отводится профкому автоцеха. Все эти службы обеспечивают бесперебойный, безопасный труд основного звена нашего цеха — водителей и механизаторов. В УАТ сплоченный и отзывчивый коллектив. С 2010 года управлением руководит Александр Иванович Полонник.
Ни один цех не обходится без УАТ
Хоть технологии идут вперед, и есть железнодорожное сообщение, которое очень важно, но от автотранспорта мы никуда не уйдем. Он нужен везде. Начиная с того, что все руководство передвигается на легковых автомобилях, которые находятся в нашем подчинении. А если что-то нужно срочно привезти, и по железной дороге для этого понадобится неделя или две, то на автомашинах — трое суток. На авто все намного быстрее. И дешевле.
Когда на комбинате проводят ремонтные работы, происходят аварийные остановки цехов, для перевозки и доставки различных грузов используется самосвальная техника. БелАЗы задействованы на всех участках комбината. Это карьерная машина, но за один раз она может перевезти много груза, поэтому пользы от БелАЗов очень много. Мы возим угольную породу с углефабрики — и самосвальная техника долго не выдерживает таких нагрузок. Потому что объемы большие. А БелАЗ — как крепкий бычок, хорошо берет груз и тянет.
При любых ремонтах автоцех всегда наготове, проблем с нами не бывает. Люди у нас добросовестные: надо выйти в ночь, если ситуация аварийная, — выходят. В основном, конечно, это люди старой закалки. Молодые к нам, можно сказать, не идут. А основной контингент стареет. Но — работаем, воспитываем те кадры, которые есть.
Почти армейская дисциплина
В прежние времена водителей обучали в автошколах от ДОСААФ. Обучение длилось не меньше полугода, была практика в цехах, и было много автобаз. Молодежь набиралась опыта и приходила готовой к работе. После ДОСААФ были очень хорошие водители. После обучения они шли в армию, возвращались, начинали работать и долгие годы работали без проблем. Такие водители в цехе есть и сейчас. С нынешней подготовкой все гораздо сложнее: получить водительское удостоверение можно на ускоренных курсах, а практиковаться почти негде. Поэтому высококлассных специалистов учебные заведения не дают.
Специалисты с хорошей квалификацией к нам не идут, их не устраивает зарплата. Она невысока. Молодежь старается идти в частные фирмы, на дальномерные машины, выезжать в длительные командировки, чтобы расчет шел сразу и наличкой. И, опять же, молодым нужна свобода, им хочется работать без спецодежды и не пристегивать ремень. А у нас на первом же собеседовании говорят: на комбинате жесткая политика в отношении техники безопасности и правил дорожного движения. Убеждаем, объясняем: если старые кадры работали всю жизнь правильно, у них это доходит до автоматизма. А если молодой парень изначально нарушает правила, он так и будет работать дальше. Но не многие понимают, «катаются» не больше месяца, а потом уходят.
Получается, что и сейчас мы стремимся к почти армейской дисциплине. Но так и должно быть. Предприятие большое, если не соблюдать правила, мы никогда не уйдем от травматизма и к нулевому уровню не придем. Самое частое нарушение — опять же, не пристегнутые водителями ремни.
Бывает, к нам приходят те, кто работал на дальномерах, но подошел возраст, и здоровье уже не то. Приходят и работают хорошо, сказывается опыт. И для нас это настоящий праздник.
Записала Наталья Прончатова