Чтобы трамваи были на ходу

В этом году свой 60-летний юбилей отметил трамвайный парк. Его открытие неразрывно связано с историей города и комбината, а без трамваев сегодня сложно представить Темиртау. О том, как живет трамвайный парк сейчас, рассказал один из его старейших работников.

5 сентября 1959 года на улицы Темиртау вышел первый трамвай. С этого дня началось постепенное увеличение трамвайных маршрутов: в 1961-м году трамваи стали ходить в старую часть города, в 1964-м – от промбазы до ТЭЦ-2, в 1966-1968 годах были проложены пути для обеспечения движения по маршруту № 2 до коксохимпроизводства, а в 1991-м году — до 8-го микрорайона. Всего трамвайных маршрутов было четыре, но со временем от них стали отказываться: сначала убрали маршрут № 1, в 2013 году, после долгих споров и обсуждений, закрыли маршрут № 2, демонтировали пути. Сейчас в Темиртау остался всего один трамвайный маршрут . Соответственно, уменьшилось и количество вагонов.

Валерий Сивко

-Если раньше мы выпускали на линию 32 вагона в будние дни и 24-26 – в выходные и праздничные, то сейчас перевозки обеспечивают 18 трамваев в будни и 12-13 – в выходные, — рассказал заместитель начальника трамвайного парка Валерий Сивко.
Уменьшился и штат работников: сегодня это 180 человек, тогда как раньше было около 460. В штат входят водители трамваев, слесари по ремонту подвижного состава, слесари-электрики, монтеры пути, электромонтеры по обслуживанию контактных линий и другие. У трампарка есть две диспетчерские службы: центральная находится непосредственно на территории парка, вторая – на кольце цеха обжига. Свою работу диспетчеры выполняют отлично, а в штате есть немало людей, которые трудятся в парке не один десяток лет. К таковым относится и сам Валерий Сивко. В его трудовой книжке только две записи: первая – о работе в городе Самара (по распределению после окончания Московского энергетического института), вторая – о трудоустройстве в трампарк в 1980-м году.

Работникам парка приходится прикладывать немало усилий, чтобы поддерживать трамваи в работоспособном состоянии, ведь каждый из них был выпущен более 20 лет назад. Для вагонов это солидный возраст, свои ресурсы они давно выработали. Самые «молодые» трамваи пришли в парк в середине 1990-х годов, пробег каждого трамвая по городу составляет свыше двух миллионов километров.

-Наши слесари – очень грамотные специалисты. Они привносят разные новшества, чтобы вагоны были на ходу, — говорит Валерий Сивко. – Новые трамваи АО «АМТ» не приобретает, так как стоят они дорого. Вот и работаем с тем, что есть. Кроме вагонов наши работники поддерживают в работоспособном состоянии трамвайные пути. Необходим их капитальный ремонт, но средства на это комбинат не выделяет. Мы проводим текущие ремонты путей и контактной сети, и, если нет аварийных ситуаций, которые практически всегда случаются не по нашей вине, то трамваи ходят по графику. Интервал движения составляет 6 минут в час-пик и 8-9 минут в обычное время.

По словам Валерия Сивко, если бы компания ежегодно выделяла средства на проведение капитального ремонта двух километров трамвайных путей, то постепенно их можно было бы полностью привести в порядок. Сейчас же состояние путей является одной из острых проблем трамвайного парка.
Несколько лет назад были закуплены вагоны чешского производства. Несмотря на солидный вид, они вовсе не новые: выпущены в 1993 году и, прежде чем попасть в Темиртау, ходили по улицам Германии. Потом трамваям сделали предпродажный ремонт, продали и доставили в трампарк. Но к нашим условиям они оказались не приспособлены.

-Эти трамваи напичканы электроникой, и в первое время у нас не было специалистов, которые могли бы их обслуживать, — говорит Валерий Сивко. – Потом нам удалось разобраться с электроникой, и на линию выходило порядка 8-9 вагонов. Но возникла другая проблема: запчасти для чешских вагонов очень дорогие, и приобретать их мы не можем – по стоимости выйдет дороже самого трамвая. В бизнес-плане средства на приобретение импортных запчастей не заложены. И наши пути для таких трамваев не подходят: на стыках электроника отказывает. Поэтому сейчас по городу ходит только один чешский трамвай № 228.

Несмотря на все трудности, работники трамвайного парка выполняют свою основную задачу – обеспечивают движение экологически чистого вида транспорта для жителей Темиртау.

Торжественное мероприятие, посвященное 60-летию трамвайного парка, прошло 6 сентября. На него были приглашены работники и ветераны парка, представители городского акимата и депутаты. С юбилеем всех присутствующих поздравили бывший начальник трамвайного парка Анатолий Леонов, председатель «Нур Отан» работающих в АО «АМТ» Алибек Алпыспаев, секретарь городского маслихата Алексей Ломакин, начальник службы управления объектами Интигам Абишов, начальник трамвайного парка Ирина Объедкова, председатель цехкома трамвайного парка Ираида Шаброва и другие. Все они пожелали работникам и ветеранам здоровья, счастья, благополучия в семьях и успехов в труде. Специально для этого праздника работники трампарка сделали видеоролики о его работе и подготовили видеообращения людей, которые трудились в парке раньше и сейчас проживают за пределами Казахстана. Праздничную атмосферу помогли создать творческие выступления работников и ветеранов трампарка, а также приглашенной певицы. А нескольким десяткам лучших работников были вручены благодарственные письма и денежные премии.

Кира Щербакова

В парке старого города стоит трамвай 1959 года выпуска – один из первых, которые ходили по улицам Темиртау. Городу его подарил трамвайный парк. Раритетный вагон был найден случайно на даче одного из работников трампарка. Силами его работников вагон был полностью отреставрирован: от ходовой части до деревянной отделки салона. Участие в ремонте приняло и АО «АМТ». Одно время трамвай был на ходу. Он ходил по рельсам в праздничные дни, украшенный шарами и транспарантами, и даже появился в фильме греческого режиссера Тео Ангелопулоса «Пыль времен». Сейчас трамвай свою основную функцию выполнять не может – с него сняли все годные запчасти и установили в качестве памятника истории.