-Толеутай Богдешович, расскажите, как начиналась Ваша работа на комбинате…
-На комбинат я пришел в 1994 году — меня приняли огнеупорщиком четвертого разряда на участок разливки стали. В то время мой старший брат работал в конвертерном цехе ковшевым, он и помог мне трудоустроиться. Тогда я еще не знал, что такое металлургический комбинат, ни разу не видел, как делают металл и не имел представления о том, кто такие огнеупорщики. Если честно, когда впервые зашел в цех, было страшновато: кругом краны, машины, и все огромное. Так что профессию мне пришлось осваивать, что называется, с нуля.
-До трудоустройства на комбинат Вы не проживали в Темиртау?
-Я родился и вырос в селе Актобе Бухар-Жырауского района Карагандинской области. После школы немного поработал механизатором в родном селе, но больших предприятий, конечно, не видел. В начале 90-х годов, когда начался развал, из поселков и аулов в города стало уезжать много молодежи. Ехали за лучшей жизнью, для того, чтобы иметь возможность работать и хоть как-то зарабатывать. Мы с братом не стали исключением: сначала в Темиртау перебрался он, потом я.
-Как Вы осваивали свою профессию в конвертерном цехе?
-У меня, как у любого молодого работника, были наставники. Очень мне помог Валерий Михайлович Курин. К сожалению, его сейчас нет в этом мире. Он все рассказывал и показывал, уделил мне немало времени и внимания. Основные знания я получил в цехе в процессе работы, но было и недолгое обучение в ОТО. Вообще, мне везло с учителями. Так, когда после закрытия участка разливки я был переведен на участок выплавки, у меня вновь появился наставник – на этот раз Марат Жаксибеков, который сейчас работает председателем профкома конвертерного цеха. Будучи в то время огнеупорщиком, он обучал меня, как правильно футеровать конвертер. На участке разливки я футеровал ковши, а разница между ними и конвертерами большая, поэтому пришлось учиться.
-В чем заключаются Ваши обязанности сейчас?
-Огнеупорщики отвечают за все футеровочные работы на своих участках. Кроме нас, на конвертерах, ремонт которых производится поочередно, работают сварщики, резчики, монтажники и другие специалисты. Непосредственно на футеровку одного конвертера дается неделя. Старый кирпич, отслуживший свой срок после определенного количества плавок, ломают ломочной машиной. Когда все очищено, к работе приступаем мы. Нового кирпича нужно примерно 800 тонн, и мы выкладываем его вручную внутри конвертера. Это огромное пространство, и объем выполняемых огнеупорщиками работ большой. Сама работа физически тяжелая, связанная с постоянным поднятием тяжестей. Футеровать конвертер нам помогает бригада с ЦРМП, и, если не случается ничего непредвиденного, мы укладываемся в недельный срок. Кроме того, мы выполняем текущую работу. Если кирпич где-то отвалился, это устраняют огнеупорщики. Также делаем заготовку, то есть поднимаем кирпичи, которые подвозят в цех платформами, на участок.
-Сколько огнеупорщиков в Вашей бригаде?
-Всего 14 человек, в смене – по два человека. Так как у меня шестой бригадирский разряд, в смене за наш участок отвечаю я, и спрос с меня большой.
-Вы сказали, что наставники помогли Вам освоить профессию. А у Вас есть ученики?
-Есть. Я обучал ребят, когда работал на сталь-ковшах. Один из моих учеников, бывший огнеупорщик, сейчас работает сменным мастером в четвертой бригаде на разливке. Многие мои ученики стали ковшевыми. Я очень рад тому, что, несмотря на все трудности, они не ушли из цеха.
-Мы знаем, что у Вас есть вторая профессия. Расскажите о ней…
-Многие работники нашего цеха летом находятся в отпусках, поэтому сейчас я временно работаю водителем автопогрузчика на отметке плюс 11. Подвожу сплавы к конвертерам, участвую в процессе выплавки стали, работаю непосредственно с подручным сталевара. Для того, чтобы освоить эту профессию, я две недели учился в ОТО.
-Награждение знаком «Енбек Данкы» стало для Вас неожиданностью?
-Да, полной неожиданностью. Когда мне позвонила коллега и сказала, что мое имя напечатали в газете, и что меня собираются награждать, я не поверил. Сказал: «Не может такого быть!». Поверил только тогда, когда мне вручили награду.
-Почему не верили?
-У меня простая работа, я не сталевар, не подручный сталевара. Ничего особенного не сделал. Но все равно приятно, что мой труд отметили.
-Можете рассказать о своей семье?
-У меня жена и двое дочерей. Старшей 20 лет, младшей – 19. Обе учатся в Караганде. Старшая – в КарГУ им. Букетова, ее профессия непосредственно связана с биологией. Младшая дочь учится на втором курсе кооперативного института, на факультете «Таможенное дело». Жена уже около 25 лет работает в ЦРМО-3 гумировщицей, получила звание «Ветеран комбината». В Темиртау она приехала из Южного Казахстана. В этом городе мы и познакомились случайно.
-Как Вы предпочитаете проводить свободное время, с такой непростой работой?
-С друзьями езжу на рыбалку. В прошлый раз выезжали с ночевкой в Акмолинскую область, на реку Ишим. Нередко приезжаем в мое родное село, на реку Нура. Водоемы выбираем в зависимости от клева: где он есть, туда и направляемся. За время моего увлечения рыбалкой я видел немало мест, красоту которых невозможно передать словами.
-Большая рыба ловится?
-Обычно попадается весом примерно 700 граммов. Конечно, как любой рыбак, я хотел бы поймать более крупную рыбу. Думаю, что у меня еще все впереди.
Кира Щербакова