«Даже находясь дома, я держу связь с диспетчером»

В числе награжденных знаком «Енбек Данкы» III степени есть и работники прокатных цехов АО «АМТ». Один из них - старший мастер производства линии непрерывного горячего цинкования ЦГЦА Александр Орлов. На комбинате он трудится уже много лет, отдавая работе почти все свое время. О непростых обязанностях, запуске цеха и любимом производстве мастер рассказал в интервью газете «Магнитка плюс».

Александр Александрович, в каком году началась Ваша работа в ЦГЦА?

В цех я пришел в конце 2001 года, сразу на вторую линию цинкования, которая тогда только строилась. Во время стройки линии мы, вновь прибывшие работники, стажировались на агрегате «АНГА-1700», а после того, как на второй линии начались монтажные работы оборудования, нас назначили кураторами. Потом наша бригада, состоявшая из 12 человек, участвовала в пуско-наладочных работах, и каждый из нас за что-то отвечал: кто-то за входную секцию агрегата, кто-то за участок химической очистки, я был термистом, отвечал за печь термохимического обжига, и так далее. Линия была запущена в эксплуатацию 16 мая 2002 года. С этого момента я еще два месяца поработал термистом, потом меня назначили сменным мастером производства бригады № 2. В этой должности работал два года. Потом меня перевели старшим мастером производства линии непрерывного горячего цинкования, где я работаю уже 10 лет.

Почему Вы пришли на комбинат? Это был осознанный выбор?

Сюда я попал не случайно, так как учился еще в советское время в заводе-втуз (сейчас – КГИУ). Как известно, раньше для выпускников было предусмотрено распределение по всему Советскому Союзу. На комбинат было только одно место, а так как я окончил завод-втуз с красным дипломом, то «выиграл» его. Но в ЦГЦА, конечно, пришел не сразу. Сначала работал в сортопрокатном производстве в Старом городе, в ремонтно-механическом цехе, на литейном участке сменным мастером. Потом перевелся в конвертерный цех, и уже потом в ЦГЦА.

В чем заключается Ваша работа сейчас?

В обеспечении бесперебойной работы оборудования, в выполнении графиков производства, показателей по качеству, по выходу годного. В моей компетенции состояние дел по технике безопасности. Очень важно, чтобы люди работали на агрегате безопасно, оценивали степень риска, который присутствует при выполнении той или иной трудовой операции. Еще одна немаловажная задача – поддержание культуры производства на участке.

И все это подразумевает большую ответственность?

Да, конечно. Хорошо, что коллектив у нас очень сплоченный, и на работе каждый занят своим делом, у каждого есть круг обязанностей. У нас четыре бригады, которые работают по двенадцатичасовому графику. Если какие-то показатели бригадой не выполнены, мы выясняем, по каким причинам это произошло.

Расскажите подробнее о линии, на которой Вы работаете…

Сейчас на линии непрерывного горячего цинкования реализовывается программа WCM. К концу 2019 года нам нужно достигнуть бронзового уровня, и персонал усиленно работает в этом направлении. Наша задача – привести оборудование, находящееся на линии агрегата, к базовому состоянию. Для этого мы проводим сессии автономного обслуживания, то есть каждый день во время проведения капитального ремонта бригада собирается в помещении для раскомандировки. Там идут предварительные совещания, определяются цели. Затем начинается работа на участках. После проведения автономного обслуживания, которое подразумевает очистку оборудования, выявление проблем и их устранение, бригада снова собирается вместе. Под руководством сменного мастера проводятся уроки одной темы. Механик, электрик, энергетик и электромонтер службы автоматики обучают технологический персонал, рассказывают, как работает оборудование, какие могут быть причины его отказа. Персонал, в свою очередь, дает предложения по улучшению состояния и работы оборудования. Подготавливается соответствующая документация, которую потом собирают и вывешивают на стенд. Там, кроме всего прочего, показаны проблемные места, выявленные во время проведения той или иной сессии. Также бригада готовит быстрые проекты по улучшению, направленные на то, чтобы оборудование не ломалось и как можно дольше работало стабильно.

С момента появления на комбинате ЦГЦА прошло уже немало лет. В цех приходят молодые работники? Происходит ли омоложение персонала?

Когда линию только запустили, средний возраст работающих на ней был в пределех 31 года. Сейчас коллектив стареет. Молодежь приходит, но, на мой взгляд, она уже не та. Если раньше у каждого была цель, стремление чего-то добиться, то сейчас я у многих не вижу искорки в глазах. Тех, кто желает самообучаться, узнавать что-то новое, единицы. А специфика нашего цеха подразумевает, что работник, тот же оператор поста управления, должен владеть разными навыками и дружить с арифметикой, так как ему необходимо производить рассчеты для того, чтобы удовлетворить требования потребителя к заказанной им продукции. С молодежью приходится много работать, и это непросто.

А раньше было по-другому?

Да. Для нас все было в диковинку, ведь и сам цех, и оборудование были совсем новыми. Сейчас уже не так. Возможно, это одна из причин ослабления интереса у молодежи. Конечно, есть и целеустремленные ребята. Нельзя сказать, что все молодые работники одинаковые.

Нам известно, что, кроме основных обязанностей, у Вас есть и дополнительные, например, проведение экскурсий…

Как правило, ни одна экскурсия не обходит наш цех стороной. Нередко мы водим по цеху детей работников комбината, показываем, где трудятся их родители, рассаказываем о том, для чего они приходят на смену, а также о необходимости безопасного выполнения обязанностей. ЦГЦА посещают не только дети, но и представители других предприятий, потребители продукции, руководство страны. Всем интересно посмотреть на то, как выпускают металл.

Награждение знаком «Енбек Данкы» стало для Вас неожиданностью?

Можно сказать, что да. Конечно, было радостно, когда я прочитал свою фамилию в списке представленных к награде. Руководство цеха посчитало, что я достоин этого знака. Спасибо за то, что отметили мой труд.

У Вас есть какие-то увлечения, или с такой напряженной работой на них не остается времени?

Какие могут быть увлечения, если моя работа подразумевает постоянный контроль производства? Даже находясь дома, я звоню диспетчеру и узнаю, как идут дела, как отработали сутки по производству, по отгрузке, по качественным показателям и выходу годного. Так что свободного времени крайне мало. Иногда удается покопаться в огороде возле собственного дома, позаниматься ремонтом автомобиля. На этом «увлечения» заканчиваются.

Можете рассказать о семье?

Я женат, двое детей, трое внуков. Дочь окончила Карагандинский государственный университет имени Букетова и сейчас занимается бизнесом. Сын окончил Карагандинский государственный индустриальный университет. Он работает в ЦГЦА на линии непрерывного полимерного нанесения покрытий оператором поста управления. У нас обычная семья, и каждый старается выполнять свою работу ответственно и с полной отдачей.

Кира Щербакова