Без железной дороги нет комбината

В преддверии профессионального праздника – Дня железнодорожника, который в 2019 году отмечается 4 августа, мы рассказываем о работе важного подразделения комбината – Управления железнодорожного транспорта, посетив его станции, депо, пообщавшись с работниками и специалистами.

Стальная станция

Вначале мы побывали на одной из восьми станций УЖДТ – на станции «Стальная», в самом ее «сердце» — на посту управления, основная задача которого – подача вагонов и своевременное обслуживание цехов, согласно поступающим заявкам.

— По рации мы разговариваем с локомотивными бригадами, непосредственно с машинистом. Даем ему команду: на какой путь заехать, что нужно взять и куда отправиться дальше. Машинист повторяет команду и выполняет ее, — говорит оператор поста централизации Максим Сапрыкин. – Есть у нас и телефонная связь. Нам говорят, что нужно отправить, будь то вагоны, платформы с мешками, кирпичами и прочее. Станция у нас большая, технологическая. В первую очередь она обслуживает первую и вторую машины отделения непрерывной разливки стали, а также третью машину непрерывного литья заготовок. Так что название станции говорит само за себя.

Как рассказал мастер службы эксплуатации локомотивов станции «Стальная» Александр Десятников, всего локомотивов на станции семь, и работают они на разных участках. В миксерном отделении один локомотив. Он находится на 11-й отметке конвертерного цеха и возит чугун с миксера конвертера непосредственно под конвертера. Шлаковый двор обслуживают два тепловоза, которые вывозят шлак. Четыре тепловоза работают непосредственно на станции: занимаются перевозками стали и обработкой сортопрокатного цеха, тупиков погрузки-разгрузки. Вместе со станцией «Стальная» в сталеплавильный район входит станция «Ремонтная». Ее предназначение – обслуживание цехов ТОО «Курылысмет» и кантовка думпкаров доломита и флюсов для ЦОИ-2. Всего на двух станциях работает 76 человек, из них 36 машинистов тепловоза и 40 помощников машиниста.

Работу станций невозможно представить без службы пути. Сейчас в службе пути станции «Стальная» работают пять монтеров пути. Из некогда четырех бригад осталась всего одна. Людей очень мало, зато хозяйство у них большое: 200 стрелочных переводов и порядка 30 километров пути.        

— Когда в 1988 году я пришел на станцию, здесь было 40 путейцев, и все – женщины, только двое мужчин-бригадиров, — говорит мастер службы пути станции «Стальная» Василий Вайда. – Но потом профессию «монтер пути» внесли в список особо тяжелых, и теперь женщин туда не берут. На нашей станции осталась одна женщина-монтер, а всего по комбинату их порядка 10-ти. Труд монтера, конечно, не женский, но женщины гораздо ответственней мужчин. Когда я только пришел на станцию, то всегда им удивлялся: они не только сделают свою работу, но еще и порядок после себя наведут так, что будет приятно на железную дорогу смотреть. Если гайка раскручена, мужчина пройдет мимо, а женщина сходит за ключом и закрутит. Конечно, мужчины тоже работают добросовестно, но у женщин совсем другой подход.

Без ремонтов – никуда

Следующим мы посетили вагонное депо, где занимаются ремонтами вагонов. Здесь работают электрогазосварщики, слесари, есть и машинист крана – Любовь Цатурян. Раньше машинистов было больше, но после сокращения остался всего один. Любовь Цатурян разгружает детали вагонов, укладывает необходимый для их ремонта металл. Есть у нее еще одна важная обязанность – маркировка вагонов при помощи трафарета. Так что все белые буквы и цифры написаны машинистом крана вагонного депо.   

В заготовительном отделении тепловозо-ремонтного депо ремонтируют снятые с локомотивов детали, узлы и агрегаты. Слесарь по ремонту подвижного состава Василий Розов восстанавливает крышки для дизеля Д-50, его коллега Владимир Ковган вырезает из паронита и резины разной толщины прокладки – важную часть двигателя тепловоза. Оба слесаря имеют пятый разряд.

Наверное, мало кто знает, что детали тепловоза перед ремонтом моют и чистят от мазута и нагара. Эту работу выполняет машинист моечной машины Наталья Коваленко. Несмотря на красивое название должности, Наталье не приходится управлять машиной, так как она не функционирует. Вместо нее – ведро и перчатки, а еще керосин и солярка. Самые крупные «детали», нуждающиеся в очищении – дизель и тепловоз. Для таких случаев Наталье дают помощника.

В тепловозо-ремонтном депо работает бригада слесарей по ремонту подвижного состава. Задача у них такая же, как и в вагонном депо: производить ремонты.

Мастера управления

На комбинат со станции «Жанаул» поступают вагоны, которые потом машинисты развозят по цехам. Координирует эту непростую работу цех управления перевозками, который обеспечивает жизнеобеспечение всего комбината. Весь технологический процесс АО «АМТ», начиная от подачи кокса и заканчивая выпуском готовой продукции, также лежит на его плечах, ведь без перевозок нет производства. Работа здесь посменная, в каждой смене — четыре человека, включая начальника смены, который в ночное время остается за начальника УЖДТ. Телефоны здесь практически не умолкают, взаимодействие со станциями идет постоянно. Так как работа очень ответственная, связанная с большим объемом входящей информации и принятием решений, вход в помещение посторонним строго запрещен. И мы, прежде чем войти, спросили разрешение у исполняющего обязанности начальника УЖДТ Станислава Аслаева. Во время нашего посещения начальником смены был Петр Мишов, поездным диспетчером – Виталий Иммель. В обязанности диспетчера входит расстановка локомотивов, принятие грузов и организация их своевременного вывоза с комбината, развоз грузов, принятых на комбинат, по цехам назначения в течение двух часов согласно разметке. И это – еще не полный список.  

О работе грузовой коммерческой службы, входящей в структуру УЖДТ, рассказал начальник ЦГ и КР Марат Шонов:

— В нашей службе три отдела: отдел перевозочных документов, куда входят приемосдатчики груза и багажа, работающие на участках «Входная», «Прокат», «Жанаул», «Углерудная», а также участок экспедиции и отдел коммерческо-претензионной работы. Работа грузовой службы непосредственно связана с оформлением перевозочных документов на отгруженные вагоны. Работаем мы и с грузоотправителями. В нашем штате 86 человек, есть инженер по разработке схем, который выполняет все чертежи, необходимые для отгрузки продукции по цехам. 

Важная роль в работе УЖДТ у отдела коммерческо-претензионной работы, начальником которого является Мейрам Джакупов. Отдел полностью отвечает за логистику, простои вагонов, анализ работы и планирование, взаимодействует со всеми подразделениями комбината. Одна из его основных задач – оперативно реагировать на долгостоящие вагоны и принимать претензии от собственников вагонов, связанные с их повреждениями и браком. Специалисты по коммерческой работе отдела занимаются проверкой счетов, выставляемых комбинату казахстанской железной дорогой. Штат составляют ИТР: инженеры, диспетчеры, специалисты по коммерческой и аналитической работе.   

Познакомившись с подразделениями УЖДТ, лишний раз убеждаешься, какую важную работу делает это управление. А представить без него жизнедеятельность комбината не возможно. 

Администрация и профком УЖДТ поздравляют всех работников управления с профессиональным праздником и желают им здоровья, счастья, благополучия в семьях и успехов в непростом труде!  

Кира Щербакова