-Алексей, расскажите, когда Вы начали увлекаться фотографией?
-Фотографией я увлекся в 12 лет, после того, как сосед показал, как нужно обращаться с фотоаппаратом. Когда мне было 14, в нашей школе появилась фотолаборатория. Я не только фотографировал сам, но и обучал фотографии младших ребят. В 1981 году я поступил в училище. Там, узнав, что я могу хорошо фотографировать, тоже завели фотолабораторию, и я делал фотографии для стенгазеты, в том числе, репортажи. В 1982 году меня «сосватали» в Дом научно-технической информации, где находилась и сейчас находится фотолаборатория. Я учился у профессиональных фотографов, и для меня это была хорошая практика. Фотографы выдавали мне фотоаппарат и «гоняли» по промзоне, чтобы я что-нибудь снял. Фотографировал я и в городе, и мне говорили, что я сделал правильно, а что неправильно. Потом я пошел в армию. Через год службы новый замполит, ознакомившись с личным делом, узнал о моем увлечении. И я начал снимать мероприятия, которые проходили по выходным, и при этом нес срочную службу. В общем, с фотоаппаратом я не расставался даже в армии.
-А сейчас, на работе, Вас тоже просят фотографировать?
-У меня есть договоренность с физоргом нашего цеха Максатом Бурамбаевым. В свободное время я фотографирую соревнования, спортивные мероприятия. У Максата уже целая стена с моими снимками.
-Мы знаем, что у Вас есть удостоверение World Press Photo. Где Вы обучались, чтобы его получить?
-Однажды по интернету мне прислали ссылку на Нью-Йоркский институт фотографии. Я прошел по ней, условия обучения меня устроили. Поинтересовался оплатой. Оказалось, что она помесячная, и выходило не так уж дорого – где-то 7 500 тенге, если перевести на наши деньги. Обучение осуществляется дистанционно, при помощи того же интернета. За учащимися закрепляют преподавателя, они смотрят лекции на русском языке, выполняют задания, высылают фотографии. Преподаватель отмечает достоинства снимков, объясняет, какие есть недостатки. И так – три года.
-Можете рассказать о самом интересном задании преподавателя?
-Однажды мне пришлось создавать иллюзию падающего снега. Я подбирал лежащий снег совком, подкидывал его за спину, и в это время дистанционно фотографировал. Надо было сделать портрет со снегом. А на дворе уже весна. Я объяснил преподавателю, что сделать фотографии лучше не получилось. Но и в такой ситуации есть свое преимущество, ведь когда снег идет по-настоящему, съемка затруднена. Был еще другой случай со снегом, уже не связанный с заданиями. Весной я поехал в дом отдыха «Шахтер», и в лесу увидел растущие крокусы. На земле возле них не было снега. Я решил, что так не интересно, нашел снег в другом месте – метров за 400, набрал его в пакет, принес, рассыпал возле крокусов и сфотографировал. Цветы я стараюсь не срывать – фотография, в отличие от букета, будет с тобой всегда. Также было очень интересно по заданию преподавателя фотографировать муравья на весь кадр. В отличии от других насекомых, он не стоит на месте, постоянно движется. Я нашел муравейник в нашем городе и ждал подходящего момента. Побегать и поползать тогда пришлось немало.
-Что самое полезное для себя Вы вынесли?
-Много чего. Понравилось и отношение к студентам: уже со второй лекции в тебя начинают верить, и ты можешь подавать заявку на получение удостоверения и бейджа. В обучении нет ничего лишнего. На первой лекции рассказывают об истории фотографии, а потом – только конкретика: расписывают ситуации, освещение, рассказывают, как правильно сделать фото в студии, на улице и так далее. Объясняют все очень доходчиво. По окончанию курса из института высылают документы, в том числе, сертификат. Но прежде нужно сдать экзамены.
-Что дает фотографу удостоверение World Press Photo?
-Оно является международным и дает доступ практически на все мероприятия. Помню, когда показал его в первый раз, мне чуть ли не честь отдали. Это было в Караганде.
-Еще где-то обучались?
-Я брал курсы у других профессиональных фотографов. Дома у меня около семи сертификатов. Один фотограф за небольшие деньги прислал мне хорошую лекцию по рембрандтовскому свету, подробно объяснял, как и что делать. Такие лекции нужны, если ты хочешь совершенствоваться. Фотодело я изучаю до сих пор.
-Что Вам как фотографу больше всего интересно снимать?
-Моих внуков. Еще мне нравится репортажная съемка, поэтому я стараюсь ходить на мероприятия. Из отснятого обычно выбираю две-три фотографии, и кладу их в отдельную папку. Потом на эти снимки очень интересно смотреть.
-А природу Вам нравится снимать?
-Да, и у меня много таких фотографий. Как минимум раз в год я выезжаю в «Шахтер». Однажды я поехал туда весной для того, чтобы снять водопад, который летом обычно пересыхает. Специально купил сапоги, чтобы до него добраться. В лесу я хожу по своим излюбленным местам, а также ищу новые. Во время недавней поездки в апреле этого года мне удалось заснять метеоритный дождь и звездное небо. А Чертово озеро я фотографировал перед дождем и даже во время дождя.
-Можно ли фотографу найти что-то интересное в нашем Темиртау?
-Интересного, на самом деле, много. Однажды зашел в гости к друзьям, которые живут в старом городе. У них во дворе необычный заборчик. Много красивых мест и на правом берегу.
-Значит, Вы всегда с фотоаппаратом?
-Практически всегда. Стараюсь не расставаться с камерой – мало ли что попадется.
-В фотовыставках участвовали?
-Да, в двух. Один раз в Москве – там я попал в призеры, в первую двадцатку лучших. У меня было 19-е место. Отправлял свои работы и на выставку, проходившую в дальнем зарубежье, но, что называется, не попал в тему: мне прислали благодарность за то, что фотографии сделаны технически грамотно, однако они не являлись выставочным материалом. Потом я забросил участие в выставках. Непросто совмещать работу посменно с таким ответственным занятием. Думаю, что со временем участие нужно возобновить.
-Что Вы еще хотели бы сделать как фотограф?
-Мечтаю через год, когда у меня будет полный комплект необходимой аппаратуры, устроиться куда-нибудь фотографом. Но только не в фотосалон: там все дойдет до автоматизма, и мне будет неинтересно. Хотелось бы поработать в редакции. Хоть времени на такую работу уходит больше, зато есть профессиональный азарт. А это очень важно.
Записала Кира Щербакова