Защитные очки, которые сейчас считают эксклюзивом, много лет назад мастерили монтеры пути железнодорожного управления комбината
У ряда производителей есть тестовые лаборатории, где СИЗ испытывают на прочность. Так делают, к примеру, в «Uvex»: защитные очки , предназначенные для механических работ, одевают на манекен, а затем специальная установка бьет по линзам металлическим шариком, который летит со скоростью 45 м/с. Качественные очки от удара не лопаются, а у их менее крепких аналогов линзы разбиваются в крошку. «В реальной жизни ношение таких очков привело бы к катастрофическим последствиям», — говорится в титрах к видео, снятому при проведении таких испытаний (ссылка на видеоролик размещена на странице «Магнитки плюс» в Фейсбуке).
Виталий Киселев, директор по развитию бизнеса ТОО «Линия одежды», стенды которого были выставлены на экспозиции, рассказал о стиле работы своей компании: она организует обучение работников правильному использованию СИЗ.
-Есть проблема в целом по Казахстану, и она заключается в том, что заводы-производители тратят большие средства на защиту рабочих, но зачастую деньги уходят в пустоту, потому что люди не умеют себя правильно защищать, — говорит Виталий. — Мы, к примеру, знаем около 10 способов неправильного надевания очков, у нас большой опыт в этой среде и поэтому мы проводим обучение по программе повышения культуры ношения СИЗ. Учим рабочих, ИТР, специалистов в области охраны труда, в том числе, правильному ношению очков.
На выставке в прошлом году в павильоне компании «3М» демонстрировали тест на запотевание очков. Об этом «Магнитка плюс» писала в апрельских выпусках 2018 года. Очки держали над работающим увлажнителем воздуха, но даже над струей пара они не запотевали.
На железной дороге — свои Кулибины
Чаще всего поставщики делают акцент на новых моделях очков с нестандартным набором функций и свойств. К примеру, очки с экраном из стальной сетки были представлены как не имеющие аналогов. Эти очки и еще одну модель — с янтарными линзами выбрал посетивший выставку председатель профкома УДЖДТ Виктор Панов. Он передал выставочные экземпляры работникам управления, чтобы они опробовали новые СИЗ и после этого рассказали, работалось ли в них комфортнее прежнего.
Очки, где вместо стекол вставлена металлическая сетка, заслуживают отдельного разговора. Сейчас они считаются новинкой и почти эксклюзивом, а много лет назад, в начале 80-х годов, точно такие же очки мастерили монтеры пути: убирали из оправы обычные линзы и вставляли самодельные сетки. Очки защищали от летящих частиц и не запотевали, потому что воздух свободно проходил сквозь ячейки. Кроме этого, такие очки было невозможно разбить — от удара летящим предметом всего лишь прогибалась сетка. Это оберегало глаза от серьезных повреждений, которые могли бы нанести разбитые стекла. В то время не было такого, как сейчас, многообразия защитных очков, поэтому монтеров пути можно по праву считать рационализаторами. И при желании уже тогда они могли бы запатентовать свое изобретение.
Экземпляр №2 — янтарные очки — тоже не совсем обычны. Если надевать их в пасмурную погоду, день вдруг становится солнечным и настроение заметно улучшается. Но основное предназначение очков в другом: светофильтр янтарного цвета повышает контрастность и снижает утомление глаз при продолжительной работе в условиях плохой видимости (туман, дождь, снег, недостаточная освещенность), при искусственном освещении в цехах и на промышленных площадках. Такие очки опробуют машинисты тепловозов, которым приходится работать при самом разном освещении, но при этом всегда быть предельно внимательными. Что получится из эксперимента в УЖДТ, мы расскажем в последующих номерах газеты.
Наталья Прончатова