Работники копрового цеха не досчитались зарплат

27 марта прошел «круглый стол» в копровом цехе. Встреча получилась очень эмоциональной: работники засыпали президиум проблемными вопросами и жалобами. Большинство из них касались оплаты труда.

Большой вклад в общее дело

В начале «круглого стола» директор по производству по первому переделу АО «АМТ» Андрей Берг рассказал о том, как комбинату удалось сохранить работоспособность доменных печей после произошедшей в конце 2018 года аварии на трубопроводах:

-Мы предприняли неординарные усилия. В копровый цех пришел чугун, который мы разливали в промковши и короба. Это позволило нам удержать в работоспособном состоянии все три доменные печи и при наличии кислорода запустить конвертерный цех. Недавно в России проходила школа доменщиков, и три наших представителя, работники доменного цеха, поехали туда и общались с коллегами из Магнитогорска, Липецка, Череповца. Задали им вопрос: как в такой сложной ситуации, при нулевом расходе чугуна в конвертерном цехе, без кислорода и других газовоздушных сред, зимой сохранить доменные печи? Российские коллеги не знали, что ответить. Однако нам это удалось.

Как сказал Андрей Берг, на плановые показатели комбинат пока не вышел (ожидается, что это произойдет в апреле). Но, начиная с момента запуска конвертерного цеха, он постепенно наращивает объемы производства. Сейчас работу комбината лимитирует конвертерный цех, где имеется проблема с котлами-утилизаторами.

Андрей Берг отметил один положительный момент, очень важный для производства стали:

-В прошлом году мы сделали полезное дело в стратегии развития копрового цеха – увеличили производство пакетированного лома. За счет этого мы увеличили плотность металлошихты, поставляемой в конвертерный цех, с 0,6 до 0,8 тонн на кубометр. Это значимый результат, который работники цеха достигли как своими силами, так и с помощью подрядчиков. И нужно поддерживать эту плотность. Недавно мы начали забор в шихту конвертерного цеха скрапа, твердого чугуна, который был налит аварийно в промковши и короба. Ваша задача — увеличить разделку этого чугуна до 400-500 тонн в сутки. Для сравнения сейчас вы даете 200 тонн в сутки. Нам важно выйти на плановый уровень, и мы надеемся сделать это в том числе и с вашей помощью.
Получается, что работники копрового цеха внесли немалый вклад в поддержание работоспособности доменных печей. Ведь именно они перерабатывали (и перерабатывают) разлитый в промковши и короба чугун. Работники цеха принимали непосредственное участие в устранении последствий аварии. Но, как выяснилось в ходе встречи, благодарность за свой труд они получили только на словах.

На бумаге – одно, в табуляграммах – другое

Во время «круглого стола» была озвучена основная информация по копровому цеху. Так, плановая численность работников на февраль текущего года составляет 129 человек. С 1 января 2018 года в цех было принято 13 человек, средний возраст – 32 года. За 2018-2019 годы было уволено также 13 человек, шестеро — по достижению пенсионного возраста. Начальником копрового цеха Муниром Габдулиным был озвучен уровень заработных плат. Согласно официальным данным, у представителей самой низкооплачиваемой специальности – прессовщиков лома и отходов – зарплата составила 145 тысяч тенге, у машинистов кранов — 166 тысяч. После этих слов послышался смех, а вскоре из зала «посыпались» вопросы. Все они касались оплаты труда.

-За февраль ста тысяч в табуляграмме нет, — рассказали машинисты кранов. – На бумаге одно, на деле – другое.

На вопрос Андрея Берга: «Вы считаете, что вам не доплатили?», работники ответили: «Конечно! Нас обманули!». По словам работников, начислений за 1117 вид – доплата за отсутствующего работника, произведено не было. Такая странная ситуация вызвала недоумение, ведь раньше работники копрового цеха всегда получали данную доплату, которая составляет внушительную часть зарплаты. Также люди сказали, что им не оплатили работу в праздничные дни так, как того требует трудовое законодательство (1112 вид доплаты). В результате всего этого зарплата сильно «срезалась». Пытаясь добиться справедливости, работники обращались к табельщику, написали письмо в администрацию АО «АМТ», но положительного ответа не дождались. Более того, людям толком не объяснили, по какой причине они недополучили деньги за свой труд. Ситуацию удалось прояснить только на «круглом столе». Как оказалось, два с половиной года назад было утверждено положение, действующее в копровом цехе. Согласно этому положению, доплата за 1117 вид осуществляется только при условии выполнения плана по разделке металлолома. И оговорок на форс-мажоры никто не делал. Раньше проблем с доплатой не возникало, потому что план всегда выполняли. На протяжении почти всего 2018 года выполнение составляло 100%. В декабре же выполнение плана, согласно озвученным данным, составило 0%. Начисление доплаты за 1117 вид производилось авансом, а справка о выполнении плана по разделке металлолома выдавалась 6-7 числа следующего месяца. В случае несоответствий должны были делать корректировки. Когда все шло нормально, корректировать было нечего. Но так как план не был выполнен, с работников полностью сняли доплату за 1117 вид. Это, в свою очередь, повлияло на величину доплаты за работу в праздничные дни: она начисляется по среднему, а к тарифу, в числе прочего, приплюсовывается и доплата за 1117 вид (которой не было), т.е. учитывается не один лишь тариф, а зарплата с учетом всех доплат. Алгоритм расчета здесь сложный, но ясно одно: произошедшая авария сильно отразилась на зарплатах работников копрового цеха. Но только их вины в этом нет, и без дела никто не сидел. Во время «круглого стола» работники пожаловались на то, что переработали много часов. За разделку чугуна, залитого в короба, люди ничего не получили.

-Когда произошла авария, я сидела на кране 12 часов, не останавливалась, а зарплату получила 90 тысяч! – возмутилась машинист крана.

Конечно, эту ситуацию не оставили без внимания. Как сказал начальник отдела организации оплаты труда АО «АМТ» Денис Зюзько, после жалоб работников представители администрации встретились с председателем профсоюза «Жактау» Виктором Щетининым. Сейчас идут переговоры о принятии нового положения, где будут прописаны другие показатели. Андрей Берг поручил определить трех сотрудников, которые будут смотреть табуляграммы работников и отвечать на их вопросы по оплате труда. Так же он поручил решить, что нужно сделать для пересмотра зарплат. Что касается 1112 вида, работникам посоветовали обращаться к инженеру по организации и оплате труда.

-Я понимаю ваше возмущение. Этот вопрос нужно решать, — отметил Андрей Берг.

Отдельные претензии к оплате труда имеют бурильщики. После аварии они были задействованы в конвертерном и доменном цехах. Но зарплата не соответствовала ожиданиям:

-Был приказ: оплатить не ниже нашей средней заработной платы. Но когда мы посмотрели табуляграммы, зарплата оказалась копеечной! Работники нашего цеха спасли домну и ничего за это не получили!

Накипело…

Во время «круглого стола» было поднято множество других проблемных вопросов. На странную кадровую политику в цехе пожаловался бурильщик шпуров:

-Раньше нас по штату было 20 человек. Потом нами начали «затыкать дыры». Две женщины — машинисты крана ушли на пенсию. На их место не стали брать людей со стороны, перевели в машинисты двух бурильщиков. Ушли весовщики – опять взяли бурильщиков. Забрали бурильщиков в бригадиры. В итоге нас осталось 9 человек. Согласно инструкции по технике безопасности, бурильщик не может работать в одиночку, обязательно должен быть смотрящий. Выходит, когда двое моих коллег уйдут в отпуск, я не буду работать, а буду сидеть. Нам говорят, мол, пусть бригадир смотрит! Но он пришел, побыл пять минут, и убежал на другой участок. А я опять сижу.

Были озвучены и другие проблемы. Работники пожаловались, что им без их ведома делят отпуска, кроме того, с ними не согласовывают время ухода в отпуск. Прозвучала жалоба на то, что невозможно отпроситься с работы на три часа даже для посещения поликлиники. Создалось впечатление, что у руководства копрового цеха нет нормального взаимодействия с работниками (что работники позже подтвердили). Несколько раз люди говорили о том, что им никто ничего нормально не объясняет. Скорее всего, эта ситуация стала причиной сильных эмоций, проявленных на «круглом столе».
Положительным моментом на встрече была информация об открытии медпункта. Это поможет существенно сэкономить время при прохождении предсменного освидетельствования. Оборудование кабинета займет несколько недель. Что касается взаимодействия с коллективом и так называемых внутренних вопросов, то с начальником цеха обещали провести соответствующую беседу.

Кира Щербакова