С автодорог – на предприятия
Как сказал технический инспектор по ОТ и ТБ профсоюза «Жактау» Игорь Евсюков, специалисты по охране труда АО «АМТ» руководствуются не только государственными нормативными актами, стандартами и инструкциями, написанными в соответствии с законодательством Республики Казахстан, но и всевозможными программами по безопасности, которые меняются с течением времени. Недавно «модным веянием» в Казахстане стала концепция «Vision zero» — наша страна присоединилась к ней в 2018 году. Возможно, скоро она появится и на АО «АМТ». И хотя для нас данная программа новая, в мире ее знают и используют давно. Одна из основных целей программы — хорошо знакомое всем стремлению к нулю (нулевому травматизму), то есть полному отсутствию несчастных случаев.
Программа «Vision zero» была разработана в Швеции и принята шведским парламентом в 1997-ом году для повышения безопасности дорожного движения и снижения смертности в ДТП. Она нацелена на то, чтобы к 2020 году на шведских дорогах не погибал ни одни человек. Многие считают это невозможным. То, что абсолютный ноль недостижим, признают и сами шведы, но считают такое стремление хорошим стимулом для непрерывного совершенствования программы.
Казалось бы: как дорожное движение связано с безопасностью на производстве? Но важно не то, где эта программа применяется, а сама ее суть. Программа «Vision zero» содержит в себе несколько важных принципов, основным из которых является принцип нулевой терпимости. Он гласит, что нельзя относится к смертям на дороге, а равно и несчастным случаям на производстве, как чему-то неизбежному. Каждый такой случай можно предотвратить, если в этом будут задействованы несколько участников, прилагающих усилия в одном направлении.
Программа дала результаты
В части безопасности дорожного движения программа «Vision zero» содержит очень интересные пункты. Так, нельзя возлагать основную вину за смертельные ДТП только на водителей, хотя в большинстве стран мира именно они считаются виновниками аварий. Пример: произошло лобовое столкновение. Однозначно, многие скажут, что в этой ситуации виноват один из водителей: ошибся в оценке дорожной ситуации, неверно выбрал момент для обгона и т. д. Однако те, кто реализует программу «Vision zero» считают, что вина здесь коллективная. Это просчет дорожников, построившего дорогу без центрального разделительного барьера, недочет в сфере контроля и управления транспортным потоком: наличие камеры, фиксирующей пересечение осевой линии, могло бы сдержать нарушителя угрозой штрафа. Эта и вопрос к производителю автомобиля: достаточно ли безопасна данная модель, если ДТП привело к смерти или тяжелым травмам? Как считают разработчики программы, водитель — обычный человек, который рано или поздно допустит ошибку. А значит, вводить новые запреты и штрафы просто бессмысленно. Нужно свести к минимуму ситуации, в которых ошибка может обернуться серьезными последствиями. Для осуществления этой цели в Швеции реализовывали комплексный подход. Провели большую работу по изменению инфраструктуры: например, строили перекрестки с круговым движением, дороги с разделительным барьером, уменьшали количество полос. Ограничивали движение скорости в населенных пунктах до 30 километров в час (считается, что при такой скорости большинство пешеходов выживает после наездов), подробно расследовали ДТП со смертельным исходом. Производитель автомобилей разрабатывал различные новшества, направленные на безопасность. На самом деле, решений великое множество, нужно только подумать и найти их. В реализации программы приняли участие государство, власти населенных пунктов, компании, занимающиеся укладкой автодорог, полиция, производитель автомобилей «Volvo», и просто граждане. В каждом населенном пункте смотрели, где и что можно переделать, улучшить, внедрить, какие «слабые места» еще остались. За более чем 20 лет программа дала хорошие результаты: так, если в 1997 году в ДТП погиб 541 человек, то к 2017 этот показатель снизился до 253. Если в 1957 году в Швеции на 100 тысяч населения приходилось 17 погибших, то в 2014 — 2, в то время, как средний показатель по Евросоюзу — 5,5, человек, в США — 11, в России — 17. Программа «Vision zero» в части безопасности на дорогах реализуется в Швеции и сейчас теми же участниками. Было бы хорошо, если бы таким же образом навели порядок на наших дорогах, ведь количество нарушений, равно как и описания ДТП со смертельным исходом и тяжелыми травмами уже давно пугают.
Принципы есть, а конкретики нет
Видя эффективность программы, ее стали развивать как руководство к действию для всех производств. Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) была разработана концепция «нулевого травматизма» и запущена в Сингапуре 4 сентября 2017 года на 21-ом Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда. В основе концепции – осознанная деятельность всех участников производственного процесса, начиная от собственника предприятия и заканчивая работниками, с целью предотвратить любые несчастные случаи на производстве. Концепция предлагает семь «золотых правил», реализация которых поможет работодателю в снижении показателей травматизма и профессиональной заболеваемости. Все правила очень гибкие и подходят для организаций любых сфер деятельности. Весной 2018 года к Vision zero присоединилась Российская железная дорога. В Казахстане данная программа пока реализуется только на одном предприятии, но это только начало. Поэтому есть все шансы, что она будет введена и на АО «АМТ». Свое мнение о внедрении Vision zero высказал Игорь Евсюков:
Данная программа не имеет мощного фундамента, необходимого для предотвращения несчастных случаев на таком большом производстве. Мы говорим человеку, что нужно работать безопасно, выдаем ему семь «золотых правил» по примеру наших комбинатовских десяти «золотых правил», но сама программа не имеет базиса, и непонятно, как конкретно мы должны поступать и за счет чего ее можно осуществлять. Но, думаю, раз Казахстан присоединился к программе, фундамент для нее будет создан.
Для внедрения и популяризации концепции «Vision zero» в Казахстане необходимы следующие шаги: обеспечить государственную поддержку со стороны правительства и профильных министерств, разработать и внедрить стратегию, онлайн-платформу, открытые доступные ресурсы для продвижения концепции в стране на ближайшие пять лет. Государство в лице министерства труда может договориться о сотрудничестве с МАСО путем подписания меморандума.
Во главе угла – человек
Игорь Евсюков рассказал и о стандарте, который также, возможно, будут применять на АО «АМТ» — это «ИСО-45001». Его основное отличие от программ, которые использовались раньше, в том, что во главе угла стоит человек, то есть, работник.
Раньше не было понятия охраны труда, а было понятие техники безопасности, которая концентрировалась на безопасном выполнении трудовых операций, — говорит Игорь Евсюков. — Однако несчастные случаи продолжали происходить, люди травмировались и гибли. Тогда было принято решение, что недостаточно концентрироваться только на непосредственных исполнителях, а нужно создать безопасные условия для их работы. Так появилась система, получившая название «Безопасность и охрана труда». Она подразумевала под собой организационные и технические мероприятия плюс меры безопасности при выполнении трудовых операций. Панацей стали аудиты, менеджмент, руководители, то есть считалось, что самые образованные люди комбината, хорошо знающие производство, в состоянии обеспечить безопасные условия труда рабочим. Однако несчастные случаи продолжались. Стало очевидно: для того, чтобы человек работал безопасно, его нужно этому научить. Но кто это сделает? Управление охраны труда не в состоянии знать специфику трудовых операций отдельно взятого небольшого коллектива, а, тем более, всего комбината, где не менее 200 профессий. Кроме того, инженеров охраны труда не обучают выполнению трудовых операций по тем или иным специальностям. Им дается алгоритм, как правильно человек должен работать на основании нормативных документов, и они не могут знать всех нюансов той или иной профессии. Не обучают по профессиям и мастеров. Получается, что мы опять вернулись к трудовым операциям, то есть к человеку, который их выполняет. И нужно знать, как создать систему, позволяющую ему работать безопасно.
Вышеизложенная задача сложна, но при умелом подходе выполнима. Однако добиться желаемого результата можно только, объединив усилия производственников, Управления охраны труда и профсоюза.
Кира Щербакова
Была использована информация газеты “Аргументы и факты”