Система менеджмента качества

Когда  в 1995 году Карметкомбинат вошёл в состав LNM-группы и владельцы предприятия зарегистрировали его под маркой «Испат-Кармет», по сути началось возрождение комбината. Необходимо было завоёвывать всё утерянное: новые  рынки сбыта, новых потребителей. В тот момент это было жизненно необходимо, чтобы вывести из кризиса градообразующее предприятие. Речь шла о внедрении на комбинате современной системы управления качеством, основанной на международных стандартах ИСО. Первым о ней заговорил тогда В.А. Мирко,  директор по качеству. Эту идею поддержал в то время генеральный директор Нарендра Чоудхари. О первых шагах отдела, его становлении, развитии, а также его работе и значении для комбината сегодня рассказывает Виталий Владимирович Лёвин, начальник отдела обеспечения системы менеджмента качества (ООСМК).
29 мая 2001 года было принято решение и подписан приказ генерального директора о создании специализированной структуры – отдела обеспечения системы менеджмента качества. Эта дата считается днём рождения отдела и началом работы по созданию системы менеджмента качества на предприятии. Был проведён оценочный аудит существующей на комбинате системы качества, и сделаны выводы о том, насколько комбинат готов к внедрению стандартов.
Было принято решение в качестве пробного варианта провести сертификацию одного цеха. Взяли за основу первую линию ЦГЦА – АНГА, и стали на ней отрабатывать всю процедуру разработки и внедрения СМК на предприятии. В тот момент в отделе работало 12 человек. У нас не было специалистов по сертификации и стандартизации, люди пришли работать в отдел из цехов, поэтому приходилось осуществлять работу и одновременно учиться. Я благодарен тем людям, которые работали в тот момент в отделе:  Ардак Ахметжанова, Тлеубек Шарипов, В.С Моисеев, Болат Жакыпбеков, Татьяна Покровская. Впоследствии все они выросли в высококлассных специалистов. Думаю, что не в последнюю очередь благодаря тому, что им пришлось начинaть всё с нуля. Они прошли весь цикл от начала и до внедрения СМК. Сегодня их в отделе нет, они пошли по пути карьерного роста на другие предприятия.
За все 9,5 лет  в отделе работал только один человек,  окончивший институт по данной специализации: Евгений Сивец. Ему не пришлось долго вписываться в команду, всё было понятно и легко. За 7 лет  работы он много внёс в работу отдела. Остальным  приходится всё изучать, а потом уже применять свои знания. Практически существует  схема, по которой  на разработку и внедрение СМК необходимо от года до полутора лет. На сертификацию первой линии ЦГЦА, получение первого сертификата, у нас ушёл ровно год – с учётом становления  отдела, обучения, и всей работы. В июне 2002 года мы получили первый сертификат на систему качества на АНГА ЦГЦА. Это было большим стимулом для продолжения работы, вдохновило нас. Дальнейшие планы были – сертифицировать все прокатные цеха, как производителей готовой продукции, потому что в конечном итоге вся система направлена на удовлетворение потребностей потребителя, т.е. получение качественной продукции. Наш отдел всегда пользовался пониманием и поддержкой директора комбината. Возможно, поэтому нам  удалось внедрить систему качества на всём прокатном переделе – ЛПЦ-1,2, 3, и вторая линия ЦГЦА, уже в 2003 году. Но внедрить систему – это полдела, сложнее её удержать, потому что ежегодно мы проходим процесс инспекционных аудитов внешней фирмы SGS (Швейцария).
Подтвердить  владение сертификатом гораздо сложнее, при этом необходимо доказать не только соответствие международным стандартам, но и показать развитие системы и улучшение. Каждый третий год проводится ресертификация, т.е. перевыпуск стандарта, пересмотр права владения стандартом, где очень детально рассматриваются все аспекты СМК.
Конечно, наша работа невозможна без тесного сотрудничества с цехами, руководители  цехов на момент первых сертификационных аудитов: О.В.Иванцов, В.И.Тевс, А.В.Шитов, В.А.Бильдин понимали актуальность и значение для их подразделений и комбината в целом вопросов СМК, выполняли рекомендации отдела, что также способствовало быстрым темпам реализации намеченных планов. Мы и сегодня находим взаимопонимание у тех специалистов и руководителей в цехах, кто вместе с нами начинал работу по внедрению СМК на комбинате: в то время заместители начальников цехов, представители по СМК в своих подразделениях. Они и сегодня продолжают эти направления своей работы, чтобы не допустить снижения деятельности по СМК.
Сегодня комбинат имеет девять сертификатов на систему СМК. К прокатным цехам добавились производства первого передела, сертифицированы КХП, аглопроизводство, доменное производство, сталеплавильное производство. А также отдельный девятый сертификат имеет проектный департамент (ПКО) на область разработки и реализации проектов. Все те, кто выдаёт готовую продукцию, подтверждают качество своими именными сертификатами
В принципе, с технической точки зрения, нет необходимости сертифицировать систему качества. В конечном итоге её разрабатывают, чтобы улучшить контроль определённого управляющего процессом над сферой его ответственности, следовательно, повысить эффективность соответствующего процесса. Стандарты подходят к управлению качеством с точки зрения процесса, когда вся деятельность разбита на определённые процессы, у каждого процесса есть свой владелец, хозяин, который должен отслеживать влияние этого процесса на качество, осуществлять мониторинг, делать выводы и в результате улучшать процесс. Но каким образом это осуществляется – это следующий вопрос. В двух словах можно так охарактеризовать СМК: опиши то, что ты делаешь, и делай так, как написано.  Вся деятельность описана документально в стандартах предприятия, технологических, методологических инструкциях, методиках выполнения измерений и т.д. И в узком смысле функционирование СМК требует от каждого работника детального выполнение того, что написано согласно его обязанностям, его деятельности. Если рассматривать в широком смысле, то если выполнять всё, как описано, это приведёт к снижению брака продукции, отсутствию расходов на переделку, а, следовательно, к снижению себестоимости. Далее – к сокращению времени пребывания полуфабриката или заготовки в технологическом цикле, имеется в виду — от заготовки до конечной продукции, избегая использования складов, и перехода к работе на поставку продукции с колёс, за счёт чего быстрее возвращаются оборотные средства предприятию, отсутствуют расходы на хранение продукции, покупатели быстрее получают свой товар. Сюда можно отнести и то, что в этом смысле использование маркетинга должно быть не как средство сбыта продукции, а как способ узнать, какой должна быть продукция, чтобы её покупали. Конечный итог – это удовлетворение потребителя, и не просто сбывать продукцию, а интересоваться, что же потребителю надо, чтобы вовремя предвосхитить все его желания. Не только удовлетворить, но предвосхитить.
СМК на предприятии должна соответствовать требованиям международных стандартов ИСО. Что такое международные стандарты ИСО? ИСО – международная организация по стандартизации, которая занимается разработкой стандартов. Но не только по качеству. Стандарты по качеству – это только одна зона стандартов, которыми занимается 176 комитет ИСО, куда входят представители государственных структур по качеству, по стандартам, которые обобщают передовой опыт в области качества, затем согласуют со всеми странами – членами ИСО. Приходят к общему консенсусу, эти решения по качеству и оформляются в виде международных стандартов ИСО. В стандартах ИСО обобщён весь передовой мировой опыт по управлению в области качества. Существуют шесть обязательных процедур, которые  должны быть включены в СМК, без реализации которых просто-напросто нельзя выходить на сертификацию. Это: управление документацией, записями, несоответствующей продукцией, внутренний аудит, предупреждающие и корректирующие действия. Но только за счёт этих шести процедур управлять предприятием, конечно, невозможно. Поэтому в дальнейшем предприятие само приводит свою систему управления качеством в целостное состояние. С этой целью в нашей СМК разработаны и внедрены ещё 20 основополагающих стандартов предприятия (СТП СМК), определяющих порядок действий, например, по таким процедурам, как “Закупки” (снабжение комбината сырьём, оборудованием, технологическими и вспомогательными материалами с обязательным выбором поставщиков на основе всесторонней их оценки), “Планирование процессов жизненного цикла продукции”, “Процессы, связанные с потребителями” с обязательной оценкой уровня удовлетворённости потребителей для принятия дальнейших управленческих решений, “Управление устройствами для мониторинга и измерений”, по подготовке кадров, работе с подрядными организациями и др. Сертификаты СМК являются как бы доверительной грамотой, которая убеждает потребителя, что у поставщика все процессы соответствуют тому уровню, который позволит выполнить все пожелания покупателя. Здесь важно правильно выбрать свою сертифицирующую компанию в зависимости от рынков сбыта, т.е. ту компанию, которой потребители предприятия доверяют.
Если смотреть изнутри, с точки зрения работника предприятия, то СМК  — это способ организации процесса, дела, производства на предприятии, который позволяет поставлять потребителям продукцию, которая им нужна. Для руководителей предприятия СМК – это уверенность, что поставленные цели будут выполнены. С точки зрения потребителя, взгляд извне,  СМК – это аргумент его доверия поставщику, и гарантия того, что он получит продукцию, которая ему нужна.
Первоначально под сертификацию только одного цеха у нас было 12 человек, сегодня осталось 7 штатных единиц, фактически работает — 6. С расширением СМК на весь комбинат, невозможно обеспечить работу по СМК двумя-тремя аудиторами отдела, проблема нехватки кадров приобретает критическое значение.
Ведь проведение внутреннего аудита — это обязательная процедура, обязательный элемент СМК, требуемый стандартами, это путь самооценки и самосовершенствования. А внешний аудит должен убедиться, что система действует в условиях контроля, постоянно совершенствуется. Результаты постоянных аудитов нередко наводят на мысль о недопонимании некоторых руководителей и персонала, что СМК должен заниматься не только отдел ОСМК, а что СМК – это ежедневная деятельность каждого работника комбината в соответствии с теми документами, которые регламентируют его деятельность.
К примеру: На комбинате используются средства измерений, их тысячи. Все они должны проходить систематическую поверку, калибровку. Для этого составляются графики поверок, калибровок средств измерений в каждом цехе. Есть курирующие данный вопрос специалисты  в ЦЛМ, однако, постоянно выявляются случаи невыполнения данного графика, что показал и последний аудит компании SGS, когда в ряде цехов: ЛПЦ-1, 2, КХП, конвертерный, были обнаружены непроверенные, некалиброванные средства измерений, и даже невнесённые в реестр РК. В результате чего было приостановлено действие сертификатов до устранения данных несоответствий в течение месяца. Эти проблемы решены в течение нескольких дней, но до аудита они почему-то не решались в течение года, а по некоторым позициям и более длительного времени. Этот пример  характеризует отношение к своему участию в СМК. Также это отражается в позиции руководителей вспомогательных цехов, когда они не могут устранить выявленные несоответствия в течение длительного времени, хотя корректирующие действия и сроки их выполнения определяют они сами.
Тем не менее, в целом мы способны на сегодняшний день удовлетворить  все потребности потенциальных покупателей, поддерживать имидж комбината на самом высоком уровне. Помимо основной направленности, отдел СМК выполняет представительские функции на различных конкурсах, выставках, каких-либо тематических мероприятиях на уровнях от областного до республиканского. По результатам этих участий комбинат является дважды победителем республиканского конкурса на лучшую систему управления в области качества, проводимую Республиканской Ассоциацией качества. Является лауреатом и дипломантом конкурсов по качеству на областном и республиканском уровне, нами получено более 20 грамот и дипломов.
Мы были участниками международной ярмарки в Ганновере в рамках официального визита Президента РК в Германии, представляли комбинат, как одно из самых современных предприятий Казахстана. Опираясь на достигнутые успехи, мы решили  попробовать свои силы в представлении комбината в конкурсе на премию Президента в области качества. Невзирая на трудности, мировые кризисы, и как следствие спады производства и сбыта, мы не намерены сдавать завоёванных позиций. В ближайших планах – сертификация сортопрокатного производства. Мы намерены получить сертификат IQNet, т.е. документ-сертификат, который выдаётся одной фирмой СМК, но признаётся большим количеством других сертификационных фирм, что является способом увеличения числа покупателей за счёт их доверия к компаниям, подписавшим  сертификат. На базе СМК созданы и сертифицационные СМК по профессиональной безопасности и охране труда на соответствие  ONSAS – 18001  и системы экологического менеджмента на соответствие требованиям Международного Стандарта ИСО – 14001.
Записала Г. Кабанова

Добавить комментарий