В Клубе зимнего плавания «Булат» Общественного объединения «Риза+» открыт новый купальный сезон. 25 ноября всех желающих пригласили в «Солнечную лагуну»: погода не располагала к купанию, но к приему гостей здесь все равно готовились. «Магнитка плюс» побывала на открытии и записала интервью со «старожилами» клуба.
ОО «Риза+» было основано в 2011 году Булатом Базарбаевым, и на его основе – клуб зимнего плавания. Члены общественного объединения проводили обучающие семинары для молодежи в колледжах: рассказывали об особенностях и пользе закаливания, показывали видеоматериалы. На берегу проводили праздник «Стальной морж» для всех желающих, люди приходили, купались, пили чай и общались.
Около трех лет назад руководство клубом перешло к Николаю Бондаренко, темиртаускому предпринимателю. Он смог приобщить к моржеванию сына Романа и внука Алексея.
В первые годы перед купанием члены клуба бегали по улице: в холод, в шортах и кроссовках. Три километра вдоль железной дороги. По признанию «булатовцев», «ловили» определенный драйв». Со временем от пробежек отказались. Сейчас тренировки в клубе проходят четыре раза в неделю: сначала привыкают к температуре, потом на несколько секунд (кто может – больше) окунаются в прорубь.
Клуб существует за счет взносов, постоянных членов в нем больше 20-ти. Глава династии «моржей» Николай Бондаренко во времена руководства Александра Свичинского работал пчеловодом на комбинате. Мед поставляли работникам для оздоровления.
Затем Николай открыл свой бизнес, и до сих пор (сейчас вместе с сыном) занимается сбором и продажей меда. К закаливанию пришел не сразу, сначала просто обливался холодной водой.
— Потом увидел сюжет о женщине 85 лет. 15 лет из них она закаливается. Говорит, что за это время забыла о болезнях. Что я хочу сказать? Пусть эти механизмы до конца не изучены, но постоянное закаливание избавляет человека от огромного количества проблем, — говорит Николай.
О том, что в городе есть моржи, он узнал из газеты. Нашел героя публикации, ему посоветовали наставника – Юрия Микляева. С ним начал купаться в проруби.
— Сейчас чувствую себя прекрасно, хотя не могу сказать, что я абсолютно здоровый человек. Жалею,что не начал раньше, — говорит Николай Бондаренко.
Основная проблема моржей – ОРВИ. Закалка от них не спасает. Если в городе эпидемия, они тоже могут подхватить вирус. Но болеют гораздо легче, чем раньше. Почувствовали недомогание, день — два – и состояние улучшается. Многие даже не перестают купаться в проруби.
— Раньше мог простоять полдня на морозе (на ярмарке), и знал почти наверняка, что на завтра слягу, — говорит Роман Бондаренко. – Сейчас отношение к холоду совсем другое. От простого переохлаждения нет никаких последствий.
Члены клуба говорят, что подскажут все нюансы новичкам, которые захотят к ним присоединиться.
— Мы всем советуем обычный принцип постепенности. Сына как готовили? Начали с лета. Обливали теплой водой, прохладной, потом — холоднее. С осени, когда вода еще теплая, начал купаться в озере, — рассказывает Роман Бондаренко. – Раньше сын чаще болел. Начал закаливаться – теперь не можем вспомнить, когда последний раз была простуда. Горло не болит, кашля нет. Но не у всех так. Кто-то приходит зимой, и сразу — в ледяную воду. Чаще это бывает в Крещенье.
Но в этом случае, добавляют члены клуба, нужно знать разные нюансы: босиком стоять на снегу нельзя, можно отморозить ноги (снег холоднее воды). После купания надо надеть халат, потом согреться в помещении, выпить чая.
Информации о моржевании очень много в интернете, и члены клуба активно этим интересуются. Главное, что нужно понять, говорят они: если человек постоянно живет в комфортных условиях, все механизмы, которые нужны для выживания, спят. Когда погружаешься в ледяную воду на несколько секунд, они просыпаются. И это лучшая тренировка для сердечно-сосудистой системы (микроциркуляция крови увеличивается в несколько раз), и организма в целом.
— Купание – мощный антидепрессант, — добавляет Роман Бондаренко. — Вода все смывает. Какой бы ты сюда ни пришел – выходишь всегда в одинаково приподнятом настроении. Ничего не болит. Окунулся – и все отпустило.
Наталья Прончатова