В номерах «Магнитки плюс» мы нередко освещаем проблему переработок и частой работы персонала АО «АМТ» в выходные дни. Недавно этот вопрос был озвучен на Производственном совете. Более того, профсоюз предложил конкретные меры для решения наболевшей проблемы.
Как объяснил технический инспектор профсоюза «Жактау» Игорь Евсюков (на фото), переработка отличается от работы в выходной день по сути и по регламенту. Переработка – это дополнительные часы к рабочей смене или к рабочему дню, проще говоря, когда человек остается после работы. Согласно Трудовому кодексу, если работа не связана с особыми условиями (опасными и вредными), то переработка не должна превышать двух часов за день или смену. В месяц допускается не более 12-ти часов переработки, в год – не более 120-ти. Но вот парадокс: если количество переработок строго регламентировано, то работа в выходные дни не регламентирована никак. В официальных документах лишь указано, что человек, изъявивший желание работать в свой выходной, пишет для этого заявление. Сколько выходных дней можно отработать в месяц или в год – про это в Трудовом кодексе ничего не сказано. Поэтому ситуация часто развивается по принципу: «Если не запрещено, значит, разрешено», со всеми вытекающими последствиями.
— Получается, что человек может работать вообще без выходных. Представьте, что человек так работает в течение года. Поэтому на Производственном совете я поднял вопрос о необходимости ограничить работу в выходные дни, установить норму – не более трех выходов за месяц, — говорит Игорь Евсюков. – Этот вопрос мы поднимали перед руководством АО «АМТ» и ранее, но он так и не был решен. Позиция администрации, которая заключается в том, что людям предоставляется возможность больше заработать, не вызывает одобрения. Почему бы администрации, в таком случае, не поднять людям заработки? Сейчас же человек попадает в кабалу, работая без выходных.
Для того чтобы ограничение работы в выходные дни все же было прописано, профсоюз «Жактау» намерен обращаться в Министерство труда и соцзащиты населения, а также к депутатам. Тем более что решение вопроса уже не терпит отлагательств. Средний возраст персонала рабочих профессий на комбинате составляет 45 лет, и с каждым годом он только увеличивается. Если человек часто работает без выходных, тем более в немолодом возрасте, то это чревато подрывом его здоровья. На Производственном совете инициативу профсоюза поддержал заместитель директора Управления по медицинским вопросам Алексей Юрченко, отметив большую важность проблемы. Кому, как не врачам, знать, какие перегрузки испытывает организм от работы на производстве сверх нормы.
Ни для кого не секрет, что на комбинате много людей с различными заболеваниями, и они тоже вынуждены работать по выходным. Проблема работы в выходной день очень остро стоит в УЖДТ. В месяц сверхнормативных часов накапливается 16-17 тысяч. Если раскинуть отработанные «лишние» дни на всех (не делая разделения между штатным персоналом и аутстафферами), то получится в среднем по два выхода в месяц на каждого. Есть работники, которые имеют от пяти до семи выходов в месяц в течение длительного срока. Многие соглашаются на такой беспросветный труд только для того, чтобы поднять себе заработок, и стараются не задумываться о последствиях недостатка полноценного отдыха, которые могут быть очень серьезными.
— Это чревато несчастными случаями на производстве, — говорит Игорь Евсюков. — На станции «Входной» несколько лет назад был случай, когда машинисту тепловоза стало плохо во время управления локомотивом. Тогда помощник машиниста, в нарушение всех правил безопасности, на ходу заскочил в тепловоз и остановил состав.
К сожалению, продолжаются смертельные случаи прямо на площадках комбината в результате резкого ухудшения состояния здоровья. И, как выясняется при расследованиях, практически все такие случаи имеют прямую связь с работой сверх нормы, а также с совмещением профессий и выполнением обязанностей тех, кто находится в отпуске или на больничном.
Проблема работы в выходные дни, в свою очередь, упирается в проблему нехватки численности персонала. К примеру, в УЖДТ не хватает порядка 20-ти помощников машиниста. Цифра немалая, учитывая интенсивность работы подразделения.
— На один тепловоз нужно четыре машиниста и четыре помощника, — говорит Игорь Евсюков. — С учетом того, что люди могу заболеть, и что они должны уходить в отпуск, существует коэффициент 1-13, то есть должно быть 13% персонала сверх нормативной численности. Есть такие категории работ, где человек уходит, а заменить его некем. И это нужно всегда иметь в виду.
Проблема частой работы в выходные дни очень актуальна для Управления автотранспорта. По словам председателя профкома УАТ Олега Махмутова, в месяц выходит 14 тысяч сверхнормативных часов. Если раньше люди работали в выходные ради оплаты, то сейчас, в основном, по необходимости. Несмотря на то, что недавно аутстафферов начали переводить в штат подразделения, людей здесь все равно не хватает.
— Переводить не успеваем. Пока переводим, кто-то уезжает, кто-то уходит на пенсию, а кто-то умирает. Теряем больше, чем принимаем, — сказал председатель.
Раньше в штате УАТ было свыше тысячи человек, сейчас примерно 730, плюс около 100 аутстафферов. Разница ощутимая. Среди работников подразделения немало страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, в частности, гипертонией. С людьми случаются инфаркты и инсульты. Однако ситуация не меняется.
По поводу увеличения численности персонала АО «АМТ» профсоюзом было написано письмо. Ответ пока не получен. Если людей и будут принимать, то пока непонятно, на каких условиях – в штат или по аутстаффингу.
Нужно отметить, что идею ограничить работу в выходные дни поддерживают не все. Причина – желание заработать, так как получаемых на комбинате зарплат, по признанию самих работников, на жизнь не хватает. Особенно остро эта проблема стоит в неосновных цехах. Средние заработки, к примеру, в ЭнРЦ составляют 60-70 тысяч тенге на руки. Коллектив цеха практически полностью мужской. При такой ситуации многим приходится хвататься за подработки. И если человек по выходным отсутствует в своем цехе, это еще не значит, что он в это время отдыхает. Давно известно, что многие работники АО «АМТ» ищут подработку в городе. Дают объявления в газеты, выполняют то, что умеют – от ремонта крыш до слесарных и электрических работ в квартирах.
А потом – снова на производство.
Кира Щербакова