Как отметила начальник отдела по документированию и регистрации населения Управления юстиции г. Темиртау А.Ф. Амиралиева, приехавшая в редакцию на «прямую линию» 26 ноября т.г., из-за огромного наплыва обращений граждан, желающих обменять удостоверения личности и паспорта, в последнее время возникают серьезные проблемы по их своевременному изготовлению. Данная ситуация обусловлена нехваткой производственных мощностей РГП «ИПЦ», в связи с чем нередко нарушаются сроки изготовления документов, в том числе оформленных в ускоренном порядке. Отсюда целый поток жалоб со стороны населения. Поэтому согласно поручению Министерства юстиции РК было решено временно, до особого распоряжения, полностью прекратить прием заявлений для ускоренного изготовления паспортов и удостоверений личности. В соответствии с действующим законодательством, теперь выдача документов, удостоверяющих личность, будет производиться в течение двух месяцев. Кроме этого, если у жителя истек срок действия его паспорта, то он может продлить его еще на один год, Для этого необходимо написать заявление в Департамент юстиции. После чего в паспорте гражданина на 30 странице поставят соответствующий штамп с записью на государственном и английском языках, который скрепят гербовой печатью.
Если же у человека возникнет экстренная необходимость в ускоренном получении документов — срочная командировка, направление на лечение, выезд за границу, — то ему необходимо обратиться с письменным заявлением в произвольной форме в территориальные органы юстиции с приложением подтверждающих документов. Это может быть проездной билет, вызов в посольство, командировочное удостоверение, ходатайства государственных органов, спортивных организаций и.т.д.
При наличии одного из перечисленных документов оформление документов будет произведено в течение 15 рабочих дней. При этом оплата за срочное изготовление документов производится в обязательном порядке и прилагается к письменному заявлению гражданина. Что касается удостоверений личности и паспортов РК «старого образца» с индивидуальным идентификационным номером, то они действительны доистечения их срока действия.
– Какие документы нужны для обмена удостоверения личности? Сколько стоит эта процедура и сколько придется ждать новый документ?
– Для обмена удостоверения личности необходимы следующие документы: удостоверение личности, книга регистрации граждан, госпошлина за удостоверение личности 282, 60 тенге (если в удостоверении личности отсутствует ИИН, то обмен документов производится бесплатно), фото размером 3,5х4,5. При этом если документирование производится в регистрационном пункте «Документирование и регистрация населения», то вас сфотографируют бесплатно. Документы, удостоверяющие личность, выдаются не позднее двухмесячного срока со дня оформления документов.
– Какие документы необходимо предоставить при получении удостоверения личности по достижению 16 летнего возраста?
– При оформлении документов, удостоверяющих личность, гражданами, достигшими 16-летнего возраста, на основании свидетельства о рождении предъявляется удостоверение личности одного из родителей (опекуна, попечителя) и книга регистрации граждан, подтверждающая регистрацию по месту постоянного жительства родителей. В случае если гражданин до достижения 16 летнего возраста уже получал паспорт, ему необходимо также предоставить паспорт РК.
– Какие документы необходимо предоставить при обмене удостоверении личности по достижению 25 летнего возраста, т.е по истечению срока действия удостоверения личности?
– При оформлении документов, удостоверяющих личность, гражданам, достигшим 25-летнего возраста, т.е. по истечению срока действия удостоверения личности необходимо предоставить удостоверение личности, который подлежит обмену и книгу регистрации граждан, подтверждающую регистрацию по месту постоянного жительства.
– Каков порядок продления срока действия паспорта РК?
– По заявлению гражданина срок действия паспорта может быть продлен отделом организации работы по документированию и регистрации населения Департаментом юстиции Карагандинской области еще на один год (г.Караганда, ул.Чкалова 7).
– В каких случаях можно получить временное удостоверение?
– Гражданам РК при утрате удостоверения личности или в связи с порчей документа, по заявлению граждан до получения ими новых документов удостоверяющих личность, выдается временное удостоверение личности сроком действия до 3-х месяцев. Срок действия может быть продлен по заявлению владельца еще до 3-х месяцев. Временное удостоверение личности действительно на территории Республики Казахстан и является документом кратковременного пользования.
– Каков срок действия удостоверения личности без ИИН?
– Срок обмена документов, удостоверяющих личность, без ИИН продлен до 01.01.2012 года.
– Каков порядок ускоренного документирования?
– Министерством юстиции РК принято решение об отмене услуг по ускоренному изготовлению документов, удостоверяющих личность. Указанные меры носят исключительно временный характер и направлены на стабилизацию ситуации, связанной с несвоевременным изготовлением документов.
Однако в случаях, когда в ускоренном получении документов (паспортов, удостоверений личности) возникла экстренная необходимость (срочная командировка, направление на лечение, выезд за границу и т.д.) необходимо обратиться к сотрудникам Управления юстиции с соответствующим мотивированным заявлением. К заявлению необходимо приложить копию одного из следующих документов:
– проездной билет;
– вызов в посольство для оформления визы;
– командировочное удостоверение;
– ходатайство государственных органов, спортивных организации;
– либо иной документ, подтверждающий необходимость ускоренного изготовления паспорта или удостоверения личности.
– Каков порядок оформления временной регистрации?
– Граждане Республики Казахстан, прибывшее на временное жительство (в гости, командировку, на работу, учебу, стажировку, лечение) сроком свыше 3-х месяцев регистрируются по месту временного проживания сроком до одного года в общеустановленном порядке, без снятия с регистрации с прежнего места регистрации и воинского учёта.
– Каков порядок по снятию с регистрации, лиц, выезжающих на постоянное место жительства за границу?
– Для снятия с регистрации лиц, выезжающих на постоянное место жительства за границу, гражданами предоставляются следующие документы:
– заявление,
– книга регистрации граждан,
– удостоверение личности (дети до 16 лет свидетельство о рождении),
– военнообязанным – справка из местного органа военного управления о снятии с воинского учета,
– справка из органов внутренних дел о разрешении на выезд на постоянное жительство за пределы РК.
– Порядок оформления книги регистрации граждан?
– Книга регистрации граждан является документом, подтверждающим место регистрации физического лица. В случаях, установленных законодательством, книга регистрации граждан или ее копия предъявляется в заинтересованные органы.
Для оформления книг регистрации граждан предоставляются следующие документы:
– оригинал и копия удостоверения личности (свидетельство о рождении детям до 16-ти лет);
– оригинал и копия документов на жилище;
– квитанция об оплате за книгу регистрации граждан.
В случаях утраты или непригодности к использованию (порча, ветхость) книги регистрации граждан, по письменному заявлению владельца жилища с указанием обстоятельств утраты или непригодности к дальнейшему использованию, выдается новая книга регистрации граждан с отметкой «повторно».
– Разъясните порядок оформления выдачи удостоверения личности и паспортов РК взамен утраченных?
– Граждане, утратившие удостоверение личности, паспорта РК подают в органы юстиции по месту регистрации письменное заявление, с указанием в них где, когда и при каких обстоятельствах утрачены документы, предоставляют книгу регистрации граждан, подтверждающих адрес регистрации их постоянного места жительства, фотографии.
– Сколько платить за оформление удостоверения личности и паспорта РК?
– За выдачу документов удостоверяющих личность, временного удостоверения личности а также за регистрацию места жительства взимается государственная пошлина в размерах установленных Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)».
– удостоверение личности а также временное личности – 0,2 МРП;
– паспорт РК – 4 МРП;
– регистрация по месту жительства — 0,1 МРП.
С 01.01.2010 года месячный расчетный показатель (МРП) составляет 1413 тенге.