Лагерь «Романтик» остается любимым местом детского отдыха уже на протяжении многих лет. За годы его работы там успели отдохнуть несколько поколений темиртаусцев. О том, каким был досуг в лагере в 70-80-х, рассказал работник ЦОС АО «АМТ» Андрей Богачев.
Андрей Богачев впервые приехал в «Романтик» в 1971 году, когда ему было 12 лет. Впечатление лагерь произвел грандиозное: красивейшие природные пейзажи и свежий воздух поразили ребенка, проживавшего до того момента в городе. И хотя раньше Андрей отдыхал в расположенных рядом с Темиртау «Чайке» и «Востоке», но они не шли ни в какое сравнение с «Романтиком».
— В лагерь я поехал на второй сезон, и нас везли на автобусах от заводоуправления целый день. Автобусы раньше были старые, их сопровождала милиция на мотоциклах. В лесу, возле речки, нам сделали привал и покормили, — вспоминает Андрей Богачев. – А вот ребят, которые отдыхали в первом сезоне, везли по-другому. Их довезли до Караганды, посадили на поезд до Карагайлы, и уже оттуда автобусом перевозили в лагерь.
Седьмой корпус в “Романтике” тогда еще только строился. В третьем корпусе разместились девочки из секции художественной гимнастики. А напротив пятого разбили палаточный городок – там жили дети из Клуба юных парашютистов. Корпуса были рассчитаны на 48 человек, но в них проживало по 60 детей. Кровати стояли даже в вестибюлях. «Романтик» всегда пользовался большим спросом, и взять туда путевку было непросто.
— Питание в лагере было отличное. В столовой работала бессменный шеф-повар Галина Васильевна Журавлева. А булочки на полдник пекла Марья Ивановна – ее специально приглашали, — говорит Андрей Богачев. – Давали нам и фрукты. Машина с продуктами приезжала из города два раза в неделю, из близлежащего населенного пункта регулярно привозили свежий хлеб и молоко.
Несмотря на то, что лагерь расположен не так далеко от города, родители отправляли детям посылки. Часто в них были конфеты, которые делили по-братски. Как и во всех лагерях, дети мазали друг друга зубной пастой. Юный Андрей с ребятами не спали до трех часов ночи, чтобы незаметно пробраться в комнату девчонок с тюбиками. Засыпали часто под страшилки, которые рассказывали друг другу на ночь. Будила отдыхающих в 8 утра песня «А что у вас, ребята, в рюкзаках?». Ее в лагере тихо ненавидели.
Директором лагеря в 1971 году была Надежда Васильевна Афанасьева. Лагерный сезон тогда был намного длиннее, чем сейчас – 26 дней. У «Романтика» был собственный автобус, на котором дети ездили играть в футбол в другие близлежащие лагеря. Гости часто приезжали и к ним. Конечно, не обходилось без походов. Водил детей радист лагеря Константин Фуров, который изучил все окрестности. В 20-ти минутах ходьбы от «Романтика» есть чаши-водопады с родниковой водой, где дети нередко купались. Старшие отряды взбирались на скалу «Чертов палец». Были и двухдневные походы: в один из таких в 1971 году вместе с ребятами поехал Андрей Богачев.
— Мы побывали на Чертовом озере, купались в нем и ночевали на берегу в палатках. Сидели ночью возле костра и рассказывали страшилки. Это было незабываемо. Сами, по стрелкам, нашли озеро-бассейн, чего не удалось другому отряду. Несмотря на название, там никто не купается. Варили грибной суп. С нами был доктор, он смотрел, съедобные ли грибы. Сыроежки жарили на костре. Собирали ягоды, а вместо чая заваривали листья малины и смородины. Многие мероприятия тоже проводили в лесу: на полянах рассказывали стихи и пели песни.
Интерес детей всегда вызывал расположенный возле лагеря деревянный дом. Он был построен в 19 веке купцом из Петербурга без единого гвоздя. Рядом хозяин сделал запруду. Летом купец приезжал в свой дом отдыхать. Строение оказалось таким крепким, что сохранилось до сих пор.
В 1972 году Андрей Богачев снова поехал в лагерь. Там ему настолько понравилось, что он остался на следующий сезон. Хорошо, что родителям удалось взять путевку, которую они просто переслали в лагерь.
— Меня всегда удивляло, что в «Романтике» никто не плакал, и не жаловался, даже самые младшие, — говорит Андрей Богачев. — Никто не убегал, как из других лагерей. О таких случаях даже не слышал.
Повзрослев, Андрей Богачев вернулся в лагерь в качестве вожатого. Шел 1979 год. Устроиться на работу в «Романтик» было непросто из-за большого конкурса, но так как Андрея Богачева знали, то сразу приняли. Часто здесь проходили практику студенты Саранского педучилища и Карагандинского государственного университета. Они тоже были вожатыми. Время это было веселое, но больше всего Андрею Богачеву запомнился один день:
— Мы тогда работали вместе с Сериком Дюсекеевым, ныне инструктором профсоюза «Жактау» по спорту, а тогда физруком. 19 июля был день открытия олимпиады в Москве. Мы бегали смотреть олимпиаду по телевизору, единственному на всю округу. Это был самый счастливый день в моей жизни.
В обязанности вожатых входила организация досуга детей так, чтобы никто не скучал. С этой задачей молодые парни и девушки справлялись на «отлично».
— Мы придумали хорошую игру в индейцев. Она сохранилась и после нас. Дежурный отряд прятался в лесу, ловил детей из других отрядов и ставил метки, — вспоминает Андрей Богачев. — Хорошо у нас проходил конкурс политической песни, были разные интеллектуальные викторины. С удовольствием я проводил КВН. Наша команда называлась «Проказники», а капитанов был мальчик Леша, по фамилии Проказник. Мы сами писали сценарии, проявляли фантазию. В 1979 году появился гимн «Романтика», который мы пели под гитару.
Вожатым Андрей Богачев работал несколько лет, а с 1987 по 1989 годы, после окончания института, был физруком. Возможно, он вернулся бы в этот лагерь снова, но развал Советского Союза повлиял на все сферы жизни, в том числе, и на детский отдых. Но свои молодые годы в «Романтике» работник комбината вспоминает с большой теплотой и радостью.
Кира Щербакова