6 сентября 60-летний юбилей совместной жизни отметили ветераны комбината супруги Потаничевы – Юрий Иванович и Раиса Ивановна. У каждого из них непростая судьба, о которой они рассказали читателям «Магнитки плюс».
Всю жизнь за рулем
Участник строительства доменной печи, коксовой батареи, конвертерного цеха и других важных объектов комбината Юрий Иванович Потаничев приехал в Темиртау в феврале 1958 года по комсомольской путевке. 6 марта он уже работал водителем самосвала: вывозил грунт со строящейся Казахстанской Магнитки. Ветеран вспоминает, что самой первой начали строить ТЭЦ, так как предприятию была необходима электроэнергия. А на месте металлургического гиганта тогда не было ничего.
— Когда приехал сюда, людей было тысячи. Ехали парни и девушки со всего Советского Союза. Было много болгар и представителей других национальностей, — рассказывает Юрий Иванович. — Я ночевал в подвале дома, расположенного рядом с трестом КМС. В этот подвал мы набивались битком. В тесноте, да не в обиде.
Водителем Юрий Иванович проработал всю жизнь, и даже во время службы в армии, в ГДР, водил машину. Три года возил уран за 80 километров от шахты. Такая работа отразилась на его здоровье: потом пришлось долго лечиться.
30 лет Юрий Потаничев отработал в автоцехе комбината, 18 лет из которых возил фенол. Был профгруппоргом, специалистом по технике безопасности в колонне. Пенсионного возраста он достиг в 1994 году, но продолжал работать до 2000-го года. Всегда пользовался уважением в коллективе, и за свой огромный трудовой стаж получил множество всевозможных наград, в том числе, почетных грамот и значков за отличный труд и безаварийную работу. И сейчас Юрия Ивановича не забывают, помня его немалый вклад в строительство комбината и города.
Военное детство
Во время беседы Юрий Иванович вспомнил самые непростые годы своей жизни.
— Отец ушел на фронт, участвовал в битве на Курской дуге, а мы жили под Ленинградом. Трудно описать, что там творилось! У брата моего отца от голода умерло трое детей. Я сам три раза едва не умирал от голода, как только жив остался, — говорит Юрий Потаничев. — А пленных немцев кормили хорошо. В плену они не работали, им нужно было только обслуживать себя. Когда они варили кашу, мы с ребятами собирались и шли, чтобы только ощутить запах. Иногда стреляли из рогаток по котелку. Бежать немцы не могли – просто не куда было, поэтому их не сильно охраняли. Помню, я перевозил их в лодке через реку. В двухэтажном доме жили пленные немецкие генералы, которых охраняли молодые девчонки. Вы бы видели, как они уезжали в Германию: не как побежденные, а как победители, гордые, сытые и в красивой одежде.
За время войны Юрий Иванович повидал много раненых – как наших, так и немцев. По словам ветерана, операции в госпиталях делали не только советским, но и немецким солдатам. Такой была политика Советского Союза в отношении пленных, и это при том, что немецкие военные бомбили советские госпитали, уничтожали мирное население, в том числе детей, а пленных заключали в концлагеря. Об условиях содержания в них рассказывать не нужно.
Жизнь в Самарканде
Труженик тыла Раиса Потаничева начала работать очень рано – с 10-ти лет, еще в тылу. Зимой трудилась уборщицей в парикмахерской и в доме колхозника в селе Павловка Ульяновской области, летом – в колхозе. В Темиртау она приехала намного раньше своего мужа – в 1946 году вместе с семьей, состоящей из семи человек. Решение о переезде принял отец, который прошел всю войну и вернулся домой в орденах и медалях. В неизвестный край поехали, спасаясь от голода. С собой не взяли почти ничего из нажитого.
— Сначала поехал один отец, но вскоре он вернулся за нами. Когда мы добирались сюда, а дело было в апреле, целый месяц простояли в степи. Было много талой воды, все затопило, пути размыло, — вспоминает Раиса Ивановна. – Города в то время еще не было. Был поселок Самарканд, а на месте соцгорода – сталинский колхоз. Поселили нас в халупу. Полы были земляные, стены из прутьев, а крыша покрыта камышом. В этом домике жили муж с женой – молодые немцы и бабка Ванда – молодым она родственницей не приходилась. К ним поселили нас семерых. Удивительно, но наши соседи не ругались, не злились на нас. Встретили очень хорошо. А сталинский колхоз дал нам мешок муки, мешок картошки и мешок гороха на первое время, и все бесплатно.
Климат в строящемся Темиртау в то время отличался от современного. Люди шутили, что зима в году длится 12 месяцев, а остальное – лето. Каким-то образом приезжим удавалось выращивать урожаи и держать скот. Правда, пшеница не вызревала до конца.
Отец Раисы Ивановны был мастером на все руки, шил хомуты и седелки на лошадей. Вскоре он устроился работать на завод СК, а 15-летняя Раиса – в Московскую экспедицию (эта организация находилась в старом городе). Ходила пешком до Караганды, носила инструменты инженеров, которые вымеряли, где строить объекты. За свою жизнь Раиса Ивановна сменила много мест работы: как хорошему работнику ей делали предложения о найме. Трудилась на заводе СК откатчицей, 10 лет проработала кочегаром в котельных, обеспечивающих теплом выстроенный японцами соцгород. Работала на Казахстанской Магнитке. Так же, как ее муж, она имеет множество наград.
60 лет вместе
О том, как появилась семья Потаничевых, рассказал ее глава Юрий Иванович:
— Я проработал в Темиртау лето, как-то пошел погулять в соцгород и встретил свою будущую жену. Она была черноволосой и очень красивой. И сейчас она для меня – красавица. Мне долго не удавалось уговорить ее выйти замуж, но потом все же уговорил.
Свадьбы у молодоженов не было, как и обручальных колец. Конечно, сейчас такое сложно представить, но в то время многие пары не устраивали праздника по поводу создания семьи. Первое время супруги жили в бараках, так что получение квартиры стало для них долгожданным и радостным событием. Сейчас у Раисы Ивановны и Юрия Ивановича уже взрослые сын и дочь, взрослые внуки. Сын Владимир много лет работает на комбинате.
Конечно, мы не могли не поинтересоваться, как супругам удалось столько лет прожить вместе. Ведь многие молодые пары разводятся уже через несколько лет, а то и месяцев. Ответ дала Раиса Ивановна:
— Наше поколение не избаловано. Мы привыкли довольствоваться малым, самым необходимым, много ни от кого не требовали. А сейчас молодые хотят всего и сразу, вот и появляются претензии. Мы всю жизнь честно работали и жили по принципам, которые заложили в нас наши родители. Эти принципы сродни русским пословицам, таким как «На чужой каравай рот не разевай», «Не рой другому яму, сам в нее попадешь». Мы следовали им везде. Главное – это жить достойно. Тогда все трудности можно преодолеть.
Кира Щербакова
На фото: супруги Потаничевы с сыном Владимиром из семейного архива