Восстанавливаем и упрочняем детали

Термонаплавочное отделение ЦМК – единственное на комбинате, где восстанавливаются изношенные детали. В условиях ощутимого недостатка запчастей во время ремонтов, возможность восстановления деталей является большим подспорьем, особенно для тех из них, которые применяются на комбинате в больших количествах: валки прокатных цехов, ролики НРС и т.д. С работниками отделения мы беседуем о производстве и жизни цеха.
Проблемы производства
Рассказывает Людмила Александровна Тупикова, бригадир участка:
– Мы участвуем во всех ремонтах на комбинате, выполняем  запчасти деталей и узлов, вал-шестерни, ролики, бандажи для всех цехов комбината. Усилия прилагаются немалые, ведь людей стало мало. Только по СДУ за последние 7 лет ушли 11 человек. На их место, естественно, никого не приняли. Плохо, что ушли, не успев никого обучить. Оборудование простаивает, работают только 2-3 наплавочные установки, а их на участке девять. К примеру, наплавку конусов и чаш на установке «125» категорически нельзя производить одному.
Все трудности из-за нехватки людей ложатся на плечи старых рабочих – Ю.П. Кондрушина, Г.Н. Солдатова, С.В.Кучмак, которые пришли в цех  после училища, проработали больше 30 лет, асы своего дела.  Знают все наплавочные установки. Устанавливают детали на станки. Недавно, благодаря им, закончили досрочно (на неделю раньше) наплавку конуса и чаши засыпного аппарата доменной печи.
Наши специалисты в совершенстве владеют установкой, на которой наплавляются конус и чаша. Этих троих, если они уйдут, заменить практически некем. Никто не сможет работать на этой установке,  там надо уметь детали закрепить, они весом: чаша – 30 тонн, конус почти 50 тонн. Наплавляются  в вертикальном положении. Надо закрепить, отцентровать, чтоб не рухнули.
Кто-то новый может присутствовать, но настроить, устранить неисправности не сможет. Хорошо, что у нас работают люди со стажем, подскажут, помогут. Сама я работаю в цехе 33 года  и вижу, что такого коллектива, как прежде, уже нет. Такого воодушевления в работе тоже нет. Какие были заказы и как мы работали! В настоящее время план — 10,5 тонн наплавленного металла в месяц, это очень большой объём, а наплавку выполняют только три человека.
Тему подхватывает  А.А. Каримов – начальник термонаплавочного отделения:
– За последние 4-5 лет получили две наплавочные установки «Velklad», на этих установках мы выполняем заказы по НРС. В основном наплавляем ролики разных диаметров. В декабре текущего года планируется закупить ещё две установки: одну – большую,  для наплавки валков для ЛПЦ-1 (диаметром 800-900 мм), длиной 4м. И другую установку для наплавки роликов НРС.
Может ли новое оборудование компенсировать недостаток штата? Преимущество новой установки только в том, что мы заказы выполняем быстрее, и наплавляем более качественно. На одной машине две головки, на каждой головке должен стоять оператор. А у нас по одному человеку на каждой установке. Когда наплавляем большие ролики диаметром 230-300мм, один оператор в принципе может справиться. Но когда ролики малого диаметра 100-150 мм, это сложнее. Надо стоять и  отбивать шлак молотком. Так что без людей никак. Заказов идёт очень много, а установки простаивают оттого, что нет людей. Часто приходится персонал круглосуточно выводить.
Л.А. Тупикова продолжает рассказ об особенностях работы участка:
– Только что позвонили из ЛПЦ-1, нужен шкив, на грани остановки кран. Это значит, надо остановить тоже срочную работу, которую человек выполнял, и перевести его на наплавку другой детали. Чтобы он настроил установку и наплавлял деталь. Молодому рабочему необходимо подсказать, показать проволоку, материал, чтобы он мог работать. Опытный специалист может быстро мобилизоваться, настроить установку и приступить к наплавке. А это «быстро» не очень-то отражается на зарплате. Только вовсю эксплуатируются опыт, знания, квалификация. Вся работа на участке рассчитана на опытных рабочих, чтобы ими маневрировать, переводить с одной установки на другую. А это возможно только с людьми старой закалки, отдавшими цеху по 30 и более лет работы. Очень беспокоит положение на комбинате с кадрами.
Лена Вихман, наш наплавщик, к примеру, работает в цехе 15 лет. Освоила все наплавочные установки, электросварщик и наплавшик на наплавочных машинах шестого разряда. Она опытный, квалифицированный наплавщик, ей можно поручить любую работу. Выполняет срочные и аварийные работы, переходит с установки на установку в зависимости от срочности.
Было время, когда люди работали на всех наплавочных установках. Если бы на каждой установке стоял человек, заказы выполнялись бы гораздо быстрее. Сегодня оборудование используется не в полном объеме.
Молодой рабочий Андрей Гуськов работает третий год. Успел поработать на старых установках, сейчас работает на английской установке «Velklad». На новых установках работать легче, они больше автоматизированы — подача флюса, просеивание. Засыпаешь материал в бункер, он автоматически воздухом под давлением подаётся на сварку, и шлак легче удаляется, объём наплавки больше и качество лучше. На старых машинах многое приходится делать вручную. Работа ему нравится, прошёл обучение в ОПК. Андрей занимается спортом – баскетболом и стритболом, участвует в соревнованиях. Считает, что занятия спортом организованы в цехе хорошо.
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ
А.А. Каримов, человек очень заинтересованный в развитии спорта в ЦМК и ЕРМУ, добавляет:
– Гуськов будет играть и в волейбол, способности у него есть, надо тренироваться. Условия для тренировок сейчас хорошие, тренируются в ПТШ-31, КГИУ, СК «Миттал». Спортсменов в цехе много, занимаются всеми видами спорта. Необходимый спортинвентарь, форма у спортсменов хорошие.
В ЕРМУ ЦМК на ведущих ролях по спорту, основной костяк команды управления составляют спортсмены ЦМК. Ежегодно в команде ЕРМУ выступает 20-23 спортсмена из ЦМК. А всего в команде ЕРМУ 54 спортсмена. В прошлом году ввели женский армрестлинг, от ЦМК Л.А. Тупикова и Н. Хотниченко выступали. Они в своей весовой категории заняли первое место. Цеховые спортсмены принимают участие во всех видах спорта: плавании, баскетболе, шахматах, стритболе, эстафете, лыжам, гирям, армрестлинге. Только в эстафете «Папа, мама, я – спортивная семья» не участвуют.
Хотелось бы выделить Михаила Веслополова – очень разносторонний спортсмен, в 6 видах спорта участвует: кросс, эстафета, плавание, волейбол, баскетбол, стритбол. Во всех видах он на ведущих ролях, один из самых лучших и разносторонних спортсменов на комбинате. В волейбол лучше, чем он, в команде игрока не было. В баскетболе тоже один из сильнейших на комбинате. Выступает за команду «АМТ», ездил на соревнования в Аксу. Показывает хорошие результаты в плавании, беге. Его закалила армия. В армии научился играть в волейбол, играл за военный округ, участвовал в соревнованиях, был признан лучшим нападающим. Недавно женился. Коллектив цеха от души его поздравляет, желает ему семейного счастья, крепкого здоровья, успехов в работе и спорте.
НАБИРАТЬ И ОБУЧАТЬ КАДРЫ!
Лена Вихман, наплавщик:
– Будущего не будет, если мы не будем никого обучать. Надо от 2 до 5 лет, чтобы обучить новичка всем «секретам» профессии. Обучение происходит только во время работы, нашей специальности не обучают нигде. Всё очень быстро остановится и заглохнет, если людей принимать не будут.
Спецодежда не устраивает, должна быть пропитка, а её нет. Мы работаем с огнём, спецодежда горит. Очков на неделю хватает, а их дают на год. Респираторы для нашей работы не предназначены, всё прилипает и можно даже больше обжечься, используя такие, как у нас.
О значении термонаплавки говорит Л.А.  Тупикова:
– Термообработка улучшает физико-химические свойства металла, эти детали дольше стоят. А на наплавке идёт упрочнение и реставрация, восстановление изношенных деталей, что намного дешевле, чем изготовлять новые. Это очень выгодно, это нужно, но это сейчас губится.
Её мнение разделяет и Амиргали Каримов:
–  Намного выгоднее восстановить старые валки, чем купить новые. Об этом говорят и специалисты в цехах. Будут ещё установки наплавочные устанавливаться, уже закупили. Мы будем восстанавливать валки, что в 2 раза дешевле. Это касается и роликов НРС, мы их восстанавливаем.
Плохо, что молодёжь не обучаем, останемся без кадров. Чтобы наплавочные установки работали, надо принимать людей и обучать. Ведь установки должны работать, а не простаивать. В этом году капремонт на капремонте, не успевали, то ЛПЦ-1, то доменная печь; одному цеху нужны ролики, другому – валы и эджеры, третьему – оси для НРС. Порой приходилось в день по несколько раз детали менять на установках. Мы работаем часто без программы и графика. В прокатном цехе, в конвертерном, на домне что-то поломалось, везут к нам – делайте! Ставим и наплавляем.
Раньше народ был, все станки задействованы были, не было таких проблем. Надо людей принимать, обучать, другого выхода нет. Ещё через 5-6 лет, уйдут люди по СДУ, кто-то в Россию уедет, кто-то получше работу найдёт – всё, мы останемся у разбитого корыта. Работа в нашем отделении термонаплавки очень интересная, мы восстанавливаем и упрочняем детали со всего комбината. Единственный цех, единственный участок, на комбинате больше такого нет, где можно восстановить ролики НРС или закалить колёса.
Разряды работникам повышаем ежегодно, смотрим, конечно, как человек работает, какие у него знания, к чему  он стремится. Технику безопасности соблюдаем, на оперативках зачитываем приказы, инструкции, Глобальные стандарты, изучили промышленную безопасность.
Подводя итог А.А. Каримов говорит:
– В этом году много было сделано в цехе: заменили крышу, участок с восточной стороны утеплили, там были сквозные дыры. Три душевые отремонтировали, везде окна на пластиковые поменяли и три туалета. Люди нужны – надо кадры набирать и обучать! Оборудование простаивает. Мы могли бы гораздо больше сделать.
Г.Кабанова

Добавить комментарий