Несмотря на то, что безопасность труда является на АО «АМТ» приоритетом, в стальном департаменте происходит большое количество несчастных случаев. И часто в том, что работник получил травму, пытаются обвинить его самого. О ситуации с несчастными случаями на комбинате рассказал технический инспектор профсоюза «Жактау» Игорь Евсюков. |
Ради объективности сразу хотелось бы отметить, что 50% несчастных случаев происходят по вине работников. Так, недавно, в ЛПЦ-3 электрик, отклонившись от установленного в цехе пешеходного маршрута, наступил в бугельный канал и получил травму ноги. Пострадавший не скрывал, что нарушил правила. Если бы он прошел чуть дальше, ему бы не пришлось пересекать опасное место, следовательно, не было бы травмы. Об опасности работник просто не подумал.
Другая половина несчастных случаев происходит, по словам Игоря Евсюкова, из-за недостатка организационно-технических мероприятий со стороны работодателя. Но позиция работодателя, озвучиваемая им в ходе расследований, более прямолинейна — виновен исполнитель.
— Позиция чаще всего такая: на комбинате сложная ситуация, недостаток финансирования, нехватка персонала, и поэтому, например, на участках не успевают вовремя убирать мусор и металлолом. Но работник должен героически преодолевать все препятствия и оставаться живым и здоровым, — говорит Игорь Евсюков. — Как пример можно привести несчастный случай на станции «Входная». В связи с производственной необходимостью на станционных путях очищали вагоны от сыпучих грузов, потому что в таком виде их не принимали на КТЖ. Просыпи на междупутье не убрали, и они не давали возможности путейцам очищать пути от снега. В результате травму получила работница комбината во время осмотра вагонов. Как любой человек, женщина не могла одновременно смотреть и на вагоны, и себе под ноги. Существует требование, согласно которому маршрут должен быть чистым от просыпей — их просто не должно быть. Тем не менее, позиция работодателя такова, что женщина травмировалась в результате своей грубой неосторожности. То есть, работнику нужно было предпринять какие-то особые меры при том, что работодатель допустил нарушение.
Классический пример, по словам технического инспектора – это случай в доменном цехе, где на установленном пешеходном маршруте лежал металлолом – не успели убрать после ремонта. По маршруту тогда прошло множество работников, и один из них получил травму. Но вместо того, чтобы признать свою вину, руководство обвинило в произошедшем пострадавшего.
— Тогда с трибуны публично прозвучало: «Вот, триста человек прошли безопасно, все остались живы-здоровы. А один взял и травмировался». На самом деле все намного проще: на пешеходном маршруте не должно быть металлолома, и совсем не важно, кто и как по нему прошел, — говорит Игорь Евсюков. – Сегодня с трибуны часто звучит такой посыл: для того, чтобы не было несчастных случаев, нужно менять менталитет работников. Но что такое менталитет? Это понимание ситуации человеком, которое формируется в течение определенного времени. Те условия, в которых мы работаем, формируют наш менталитет. Мы не родились с готовым пониманием работы на комбинате, как и с пониманием того, что такое безопасность на производстве. Менталитет – пластичная форма, которая формируется и в настоящий момент, в том числе высказываниями с трибун. И когда нам говорят, что триста человек прошло по металлолому, а триста первый виновен в том, что травмировался, это тоже ведет к формированию определенного менталитета – выгодного работодателю. Создавая небезопасные условия труда, он объясняет, что у работы на производстве есть свои недостатки, и задача людей – работать при таких «недостатках» безопасно. В итоге для работников в вопросах безопасности делается все меньше и меньше. Именно поэтому в стальном департаменте, начиная с 2011 года, идет стойкое увеличение количества несчастных случаев с участием собственного персонала.
Получается, что вынести вердикт: «в несчастном случае виновен работник» для работодателя – легче всего, потому что тогда не нужно ничего делать для обеспечения безопасности. Главное, что виновный найден. А, значит, можно попросту сбросить с себя большую часть забот и ответственности, как сейчас говорят, не заморачиваться лишний раз. И нам не было бы так грустно, если бы за таким подходом не стояли здоровье и жизни людей.
Кира Щербакова