Как не разориться на коммунальных платежах?

На днях прошла пресс-конференция в ТОО «Окжетпес-Т». Как и раньше, главными темами стали качество коммунальных услуг, взыскание долгов и суммы в квитанциях, которые удивили некоторых темиртаусцев.

Слили по незнанию

С 1 января 2018 года ТОО «Окжетпес-Т» ввел новый тариф на коммунальные услуги. Но в процессе подготовки документов, необходимых для повышения тарифа, в коммунальном предприятии была проведена прокурорская проверка. Она выявила определенные недостатки. Суть их в том, что с потребителей брали больше, чем нужно, поэтому был введен компенсирующий тариф с 1 октября 2017 года. В итоге часть средств, которые «Окжетпес-Т» должен был компенсировать потребителям, перешла в новый тариф 2018 года, и суммы в квитанциях уменьшились. Но для некоторых темиртаусцев счета за тепло оказались непривычно большими. Эту ситуацию попыталась объяснить начальник службы сбыта ТОО «Окжетпес-Т» Наталья Карчушкина:
— Мы проанализировали все жалобы и выяснили, что это те дома, где приборы учета тепла были установлены недавно. Общедомовой счетчик считает все. Поэтому теперь нас не интересует, есть у жильцов краны на батареях или нет. Те, кто сливает воду, за это заплатят. Такая ситуация получилась с домами, в которых недавно установили общедомовые приборы. Их жильцы, скорее всего, не знали, что нельзя сливать, и получили огромные счета.
Наталья Карчушкина привела пример: один из домов Темиртау, имеющий всего 8 квартир, за месяц потребил 246 кубов, тогда как дом в 60 квартир за то же время потребил 223 куба. Такая вот невеселая арифметика.
То, что накрутит во время подобных сливов счетчик, раскидывают на всех жильцов в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета, а, если прибора в квартире нет, по норме – 12 кубов на человека в месяц. Например, в квартире приписано 10 человек, но по показаниям прибора они потребляют 7 кубов воды в месяц, а их сосед проживает в квартире один, но не имеет индивидуального прибора учета и ежемесячно платит за 12 кубов. Получается, что за слитую из батарей воду 10 человек заплатят намного меньше, чем этот единственно проживающий. В таких случаях плата может увеличится в два и более раз. И пока возмущенные жильцы выяснят, какому соседу пришла в голову такая «славная» идея, пока проведут с ним воспитательную беседу, слив может повториться еще несколько раз. Так что общедомовые приборы учета не только выполняют свою прямую функцию, но еще и скучать людям не дают. Тут возникает закономерный вопрос: а насколько все это справедливо?
— В соответствии с требованиями законодательства, каждый потребитель обязан иметь приборы учета, как индивидуальные, так и общедомовые — говорит Наталья Карчушкина. В Темиртау еще нет 100%-ной оснащенности приборами учета. Так, по горячей воде индивидуальными приборами охвачено 62% потребителей, по холодной – 66%. С начала деятельности нашего предприятия приборы учета холодной воды имели 25 тысяч абонентов, сейчас – 34 тысячи. Неохваченными остаются 10 тысяч потребителей.
Закон об установке приборов учета был введен во многих странах, в первую очередь, с целью экономии воды, которая сегодня является дефицитным природным ресурсом, утверждают представители ТОО «Окжетпес-Т». Но было бы хорошо, если потребителям подавали чистую воду. Все же за нее приходится платить немалые деньги, поэтому разумно требовать качество. И как же не сливать с батарей воду, если они элементарно забиваются? Но и на этот вопрос у представителей коммунального предприятия есть ответ:
— Воду сливают, когда в доме не работает нормально система отопления. Это происходит, когда нет циркуляции. Когда циркуляция есть, грязь не задерживается — пришла и ушла. Если циркуляции нет, вода стоит и грязь в батареях оседает.
По словам работников ТОО «Окжетпес-Т», вода в батареях сейчас не такая грязная, как была раньше. ТЭЦ-2 выдерживает нормальные параметры. А почему бы не сделать воду чистой до такой степени, чтобы грязи не приходилось циркулировать вместе с водой?

Суд да дело

Во время пресс-конференции работники ТОО «Окжетпес-Т» пожаловались на потребителей, которые оскорбляют их в социальных сетях.
— Мы знаем, что про нас пишут, что говорят. Понятно, что нас можно критиковать, но так, как нас обзывают…, — говорит заместитель директора по экономике ТОО «Окжетпес-Т» Анна Заманова. — Пишут, что мы дерем деньги за воду, как будто это нефть. Мы понимаем негодование отдельных потребителей, но пусть они обратятся к нам, мы им все разъясним. Мы готовы к диалогу.
Работники «Окжетпес-Т» изучают законодательство с тем, чтобы в будущем привлекать распоясавшихся абонентов к ответственности через суд. Одновременно ТОО «Окжетпес-Т» активизировало работу с должниками. На сегодня было подано 3 454 иска на сумму 213 миллионов, 1 231 иск находится на рассмотрении, 1266 исков на сумму 79, 5 миллионов тенге полностью погашены. Только за январь этого года в суд подали 333 иска, примерно столько же в декабре 2017 года. А вот за 2016 год подано всего 70 исков.
— Многие из тех, с кого мы взыскали деньги, снова накапливают долги. Видимо, у них такая система, — говорит Наталья Карчушкина. — Хотелось сказать людям, что исполнительное производство идет через частных судебных исполнителей. Они берут деньги: от 3 до 25% от суммы взыскания. То есть, если с вас взыскали 100 тысяч, 25 тысяч сверху возьмет за работу судебный исполнитель, и вам придется заплатить 125 тысяч. Зачем доводить до такого абсурда?
По словам Натальи Карчушкиной, предприятие идет должникам навстречу. С теми, кто добровольно готов погасить долг, но не может уплатить всю сумму полностью, заключают гарантийное обязательство. Это своеобразная альтернатива судебному разбирательству. У работников АО «АМТ» в счет погашения долга вычитается часть зарплаты. Те, кто не работает на комбинате, может погашать долг по текущим платежам. В суд на таких людей не подают, карательных мер не применяют.
Спросили работников ТОО «Окжетпес-Т» и о перерасчете. Учитывая работу ТЭЦ-2, вопрос для нашего города актуальный.
— Перерасчет мы делаем в том случае, если к нам обращается председатель КСК. Нам нужен документ, на основании которого мы снимем плату.
Работники ТОО «Окжетпес-Т» признались, что за недогрев ТЭЦ, который имел место в декабре и январе, потребителям плату не сняли. Будет ли перерасчет – на этот вопрос ответить затруднились. Сказали только, что факт недогрева нужно доказать представителям ТЭЦ-2, и работа в этом направлении ведется.

Скоро потребителей ожидает очередное повышение тарифов. К 29 ноября этого года специалисты ТОО «Окжетпес-Т» должны подготовить необходимые документы. Тариф будет действовать 5 лет. Для того чтобы потребителям было легче платить, планируется введение инвестпрограммы.

Кира Щербакова

Добавить комментарий