О том, что в Темиртау были перебои с подачей холодной воды, известно многим. Эта проблема была решена усилиями коммунальщиков и городских властей. Но недавно история получила неожиданное продолжение. |
В результате сильных морозов произошло обледенение внутренней поверхности трубопроводов водоводов Караганда-Темиртау и Сергиопольского водозабора. Из-за этого уменьшилось поступление питьевой воды в центральную и восточную части города, а жители 6, 7, 8, 9 микрорайонов, частично 5 микрорайона, 68 квартала и Горки Дружбы вообще остались без холодного водоснабжения более чем на сутки. В «зону обезвоживания» попали 411 многоэтажных дома, 60 домов частного сектора, 8 школ, 8 детских садов и поликлиника №4. Для того чтобы восстановить подачу воды, коммунальщикам пришлось отогревать участок Сергиопольского водовода по улице Мичурина, что недалеко от Каршоссе, горящими покрышками. Такое явление для Темиртау – редкость, поэтому многие жители фотографировали густой дым, а в интернете было размещено соответствующее видео. Новости о ситуации в Темиртау быстро появились на сайтах республиканских СМИ. Хотя, стоит отметить, что наш город не единственный: совсем недавно аналогичным способом отогревали трубы в Алматы. Способ оказался эффективным. Однако в переписке, которая началась в одной из соцсетей, представитель пресс-центра АО «АМТ» раскритиковала его из-за плохого влияния на экологию. «Мы не банановая республика, чтобы это был единственный способ разогрева труб. Акимат же целыми днями радеет с жителями города за экологию, но вот как камень упал в ваш огород, так, оказывается, и так можно», — вот цитата из переписки, приведенная дословно. Сам способ был назван «варварским». Пресс-служба городского акимата, в свою очередь, пыталась доказать, что часть водопровода, который отогревали на Мичурина, принадлежит АО «АрселорМиттал Темиртау», ссылаясь на акт раздела границ. Пресс-служба АО «АМТ» утверждала обратное. Ни одна из сторон не приняла точку зрения другой.
Для того чтобы разобраться в этом вопросе, мы обратились в ТОО «Окжетпес-Т». Его директор Сергей Пугачев, выслушав, с чем мы пришли, сказал: трубы, которые пришлось отогревать городу, находятся в ведении комбината. Исполняющий обязанности зам главного инженера Петр Констанц прокомментировал ситуацию более подробно:
— Город Темиртау получает холодную воду из трех источников: это водовод «Иртыш-Караганда», по которому вода идет в резервуары на сопку «Опан», ТОО «Акватрейдинг» и Сергиопольский водозабор. Из Сергиополя мы подаем воду в Восточную часть города, 3 и 3 «А» микрорайоны. Из Иртыша подача идет в центральную часть города. Когда началось обморожение Сергиопольского водовода, нам пришлось переключиться и подавать Иртышскую воду в восточную часть, что привело к большому расходу этой воды. Так как мы подавали воду напрямую, резервуары не заполнялись. Пошли перебои с водоснабжением. Кроме того, нам пришлось проводить работы на водоводе, хотя по акту раздела границ наша ответственность начинается от улиц Каршоссе-Мичурина в сторону города. Трубы, которые отогревали, принадлежат АО «АрселорМиттал Темиртау», на нашем балансе их нет.
Представители ТОО «Окжетпес-Т» показали акт разграничения по обслуживанию сетей хозпитьевого водоснабжения и канализации между цехом водоснабжения и ТОО «Окжетпес-Т» от 2016 года. В этом акте стоят четыре подписи: главного энергетика комбината В. Вовнянко, директора ТОО «Окжетпес-Т» Е. Утешева, начальника цеха водоснабжения АО «АМТ» И. Алексеевой и главного инженера ТОО «Окжетпес-Т» С. Пугачева. И хотя все перечисленные специалисты сейчас не работают в указанных должностях, документ от этого силы не теряет. В нем черным по белому написано, что коммунальное предприятие обслуживает «хозпитьевые водоводы 2Ду-600 мм. по ул. Каршоссе и ул. Мичурина, в сторону города, включая ВК-7, ВК-76, ВК-7в с запорной арматурой». Также имеется схема к акту разграничения, подписанная И. Алексеевой и С. Пугачевым. И, говоря о том, что отогревать пришлось именно арселоровские трубы, специалисты ссылаются на документы, которые существуют не один день.
— Кто должен был решать проблему с перемерзшим водоводом? – спросили мы Петра Констанца.
— Отдел главного энергетика комбината, а, именно, цех водоснабжения, который обслуживает свои сети. Кроме того, они должны были следить за водоводом. Он должен быть весь заизолирован, а по факту он заизолирован только местами, на большей части изоляции нет, поэтому и началось обморожение.
Поинтересовались мы и способом отогрева, который так смутил представителей пресс-центра АО «АМТ». Чтобы быть объективными, спросили: а можно было найти какой-то другой способ?
— А какой? Это хозпитьевое водоснабжение. Если бы это была теплотрасса, можно было бы «загнать» туда горячую воду. Здесь же этого делать нельзя. Способ, который мы выбрали, действенный. Чем он не понравился? – спросил Петр Констанц.
— Тем, что было много дыма от горящих покрышек…
— Работы были выполнены в течение часа — двух. Не думаю, что это сильно повлияло на экологию. На тот момент нужно было спасти водовод, чтобы у людей была вода. Эту работу мы выполнили за них (за АО «АМТ» — ред.), специалисты компании могли бы прийти и предложить свой способ, если у них есть такая возможность. Но никто не пришел.
Действительно, дым от двухчасового горения покрышек не сравнится с тем, сколько отходов выбрасывает комбинат. И почему, в самом деле, специалисты АО «АМТ» не пришли и не выполнили, как положено, свою работу современным и экологически чистым способом?
— Если бы водовод не отогрели, какие могли быть последствия?
— Мы бы закрыли его до весны, до тех пор, пока бы он сам не отогрелся. Город остался бы без одного водоисточника. Пришлось бы всю восточную часть переключать на Иртышскую воду, жертвовать качеством воды.
— Воду начали бы подавать по графику, она не доходила бы до верхних этажей…
— Да, могло быть и такое. Сейчас водовод работает нормально, жалоб ни у кого нет, давление в норме, резервуары заполняются.
— Раньше водовод перемерзал? Были такие случаи?
— Мы стараемся, чтобы такого не происходило, увеличиваем расход воды. Замерзание происходит только по одной причине: подается недостаточный объем воды. Кроме того, были аномальные морозы — до 40 градусов, а сети на такие холода не рассчитаны. Но если было внутреннее обморожение, значит, расход воды был минимальный.
Надеемся, что вывод относительно того, был ли способ отогрева «варварским», учитывая ситуацию, в которой оказались темиртаусцы (многие из которых являются работниками комбината), читатели для себя сделают сами. Больше всего удивляет, что представители пресс-центра АО «АМТ» берутся делать официальные заявления о принадлежности водопровода, не владея необходимой информацией. Вот если бы с такой же активностью пресс-центр работал с журналистами и общественностью! Ведь получить от пресс-центра АО «АМТ» ответы на редакционные запросы по-прежнему проблематично. А уж об организации встреч со специалистами комбината и говорить не приходится.
Кира Щербакова