Комбинат признан главным загрязнителем

После сбора подписей против черного снега, в Темиртау и за его пределами активно заговорили о том, как помочь городу. Одно из последних совещаний прошло в Астане 26 января.

Металлический снег

Напомним хронику событий. В начале января в Темиртау приехали специалисты ТОО «Казгидромет» с передвижной лабораторией, а также представители частной экологической организации. На АО «АМТ» провели проверку, которая выявила превышения вредных выбросов в атмосферу. В итоге комбинат был оштрафован.
Комбинат оштрафовали на 105 млн тенге. Кроме того, компания должна возместить нанесенный окружающей среде ущерб на сумму 495 млн. Итого — 600 млн. По словам заместителя руководителя Департамента экологии Карагандинской области Алибека Бекмухамбетова, именно комбинат является основным загрязнителем Темиртау. Предприятие не только превышает нормативы предельно допустимых выбросов, но и не исполняет план природоохранных мероприятий. Ему было выдано предписание об устранении нарушений, с указанием сроков.
Департамент экологии дал подробную информацию — кто, сколько и в каком соотношении загрязняет экологию города. Так, за 2017 год общий объем выбросов по Темиртау составил 283 831 тонну, из них на АО «АМТ» приходится 221 691 тонна, что составляет 77% от общего объема; АО «ТЭМК» – 3 747 тонн (1,3%); ТОО «Bassel Group LLS» – 19 581 тонна (6,8%); «Карцемент» – 1 250 тонн (3,9%); «ЦентралАзияЦемент» – 100 тонн (0,003%); на прочие промышленные предприятия приходится 1%. Доля частного отопления, о котором так упорно твердили представители комбината, составляет всего 1% – 3 430 тонн, автотранспорта — 25 111 тонн – 8,7%.
На прошедшем 24 января в городском акимате совещании было озвучено, что именно экологи нашли в черном снеге. Его растопили и отфильтровали. Получилось две фракции: пыль и вода. В сухой фракции выявили большое содержание углерода и сажи, а также титан, барий, ванадий и кадмий. А еще в пробах очень много железа, что, по мнению экологов, говорит о вкладе в загрязнение предприятий черной металлургии. Специалисты уверены, что загрязнение связано только с местными источниками. Однако директор по производству стального департамента АО «АМТ» Вадим Басин отрицает, что причиной черного снега являются сверхнормативные выбросы комбината.
— Да, мы выбросы признаем, если они есть, мы платим штрафы, и каких-то серьезных аномальных нарушений, которые могли бы привести к такой ситуации, я и мои коллеги не нашли, — говорит Вадим Басин. — Я считаю, что на это явление повлияли выбросы и неблагоприятные метеорологические условия: штиль, восточное направление ветра. Мне кажется, это стечение обстоятельств, а серьезных выбросов никто из государственных органов не зафиксировал.
В итоге специалисты сошлись во мнении, что важную роль в ухудшении экологической обстановки играет полное отсутствие ветра. Сейчас это официальная версия. Теперь «Казгидромет» будет заранее предупреждать предприятия о неблагоприятных метеоусловиях с тем, чтобы в безветренные дни они снижали выбросы. Но насколько предприятия будут придерживаться таких ограничений, кто и как это будет проверять?

«Экологические» деньги должны идти
на улучшение экологии

На совещании правительства исполнительный директор Ассоциации горно-металлургической промышленности Николай Радостовец рассказал о том, что выпавший в Темиртау черный снег заставил его задуматься об изменении системы взаимодействия крупных промышленных компаний с акиматами. Он предложил поддержать Министерство энергетики в том, чтобы экологические платежи шли непосредственно на улучшение экологии, а не на другие нужды, как это практикуется сейчас.
— Мы видим, что в городах серьезного улучшения экологии нет. Мы понимаем, что у нас наращивают объемы производства, и не везде мы можем создать условия, чтобы предприятия снизили загрязненность. Но разве предприятия не платят государству за экологию? Конечно, платят, — говорит Николай Радостовец. — Акиматы забирают экологические платежи в огромных суммах — это десятки миллиардов тенге, но на экологические нужды эти деньги не идут. В Карагандинской области из всех денег, которые выплачены предприятиями в виде платежей и штрафов, только 0,7% идет на улучшение экологии. В Костанайской области — только 3%, в Павлодарской — 3,2%. Куда деваются остальные средства? Так давайте перестанем рассматривать эти платежи как фискальную часть системы налогообложения, как дополнительную доходную часть бюджета. Здесь нужен другой подход.
Николай Радостовец предложил оставлять так называемые «экологические» деньги компаниям с тем, чтобы они устанавливали очистное оборудование и внедряли более совершенные технологии, что благоприятно скажется на окружающей среде. Переходить на новую систему предлагается поэтапно: сначала оставить компаниям 30% средств, на следующий год – 50%. По мнению исполнительного директора АГМП, это позволит создать стимулы для компаний.
— Может, нужно в Налоговом кодексе прописать стимул внедрения «зеленых» технологий, которые позволят нам не только легче дышать завтра, но и лучше продавать нашу продукцию на экспорт. На площадке АГМП мы будем проводить дискуссии, и к концу года подготовим документ, который поможет реально улучшить ситуацию в регионах, — говорит Николай Радостовец. — Нужно не только актуализировать экологический кодекс, который будет разрабатываться в министерстве, но и изменить бюджетный кодекс. Может, практику сбора экологических денег следует вообще аннулировать, чтобы они оставались у предприятий. И пусть акимы и общественность контролируют их целевое использование.
Конечно, в предложении использовать экологические платежи непосредственно на улучшение экологии есть здравый смысл. От того, что АО «АМТ» оштрафовали на 600 миллионов тенге жителям Темиртау ни жарко, ни холодно. Снег от этого не побелел, дышать легче не стало. Но вот насколько улучшится экология, если деньги будут оставлять предприятиям — большой вопрос. Из отчетов АО «АМТ» следует, что в сравнении с 2016 годом, в 2017-м количество эмиссий (по комбинату) снизилось на 18 029 тонн; и если 20 лет назад эмиссии пыли в атмосферу составляли 82 тысячи тонн, то сегодня этот показатель уменьшился в 3,5 раза. Однако факты этого как-то не подтверждают: именно в конце 2017 года темиртаусцы увидели черный снег, а Департамент экологии недавно выявил нарушения. «Казгидромет» постоянно фиксирует превышение ПДК по ряду вредных веществ, жители города наблюдают над комбинатом черный дым. О вложениях в экологию нам твердят постоянно, но в городе не стало чище и свежее. И как общественность сможет контролировать целевое использование средств, если предприятие огораживается по периметру металлическим забором, запрещает вход на свою территорию даже журналистам профсоюзной газеты, не говоря уже о простых жителях города? Пресс-центр не дает представителям СМИ никакой информации и игнорирует редакционные запросы, а все, что касается финансов, является коммерческой тайной? О какой общественности может вообще идти речь? Так что если говорить о реальной помощи жителям городов, вынужденным вдыхать вредные вещества, то лучше тратить «экологические» деньги на медицину. Например, открыть в Темиртау свой онкодиспансер, оплачивать дорогостоящее лечение детям, выдавать населению дополнительные бесплатные препараты. Польза от такой помощи действительно будет.

Кира Щербакова

Добавить комментарий