14 декабря, в 23.46 горняки начали покидать шахты. К часу ночи 15 декабря все бастующие были на поверхности. К работе уже приступила шахта «Саранская». Забастовка работников угольного департамента закончилась. |
Первыми поднялись горняки шахты «Казахстанская», потом – работники шахт «Шахтинская», «Тентекская» и им. Ленина. Несмотря на то, что люди провели под землей несколько суток, состояние здоровья у всех удовлетворительное. Шахтеры поднялись при условии, что им поднимут заработную плату на 30% и выплатят единовременную премию в размере оклада до 1 января 2018 года. Правда, повышение пообещали только подземным работникам. Размер повышения зарплаты для наземных в ходе последующих переговоров определит Согласительная комиссия, в состав которой вошли члены инициативных групп, представители профсоюзных комитетов, прокуратуры, директора шахт, руководство области и администрация АО «АМТ». Бонус в виде премии ждет всех работников угольного департамента. Кроме того, работодателем предложено объявить 15 декабря выходным днём и приступить к работе с 16-го.
Ранее во время встречи с членами инициативных групп генеральный директор АО «АМТ» Парамжит Калон объявил, что переговоры возможны только в том случае, если все бастующие поднимутся на поверхность. При выполнении этого условия работодатель гарантировал отсутствие какого-либо наказания. Бастующим обещали 30%-е повышение зарплаты, однако тогда это предложение не было принято. В ночь на 15 декабря шахтеры изменили свое решение.
— Соглашение о повышении заработной платы на 30% было подписано еще 22 ноября этого года, — комментирует ситуацию председатель профсоюза угольщиков «Коргау» Марат Миргаязов. – Но почему-то тогда компания не сделала никаких официальных заявлений по поводу этого соглашения. Поэтому угольщики решили, что это только разговоры. Если бы администрация АО «АМТ» не молчала, то и забастовки не было бы. Конечно, сейчас настроение в коллективах горняков нельзя назвать хорошим. Хотели 100%-ного повышения, а получили только 30%. Но по прошествии времени профсоюз «Коргау» вновь будет поднимать вопрос о повышении зарплаты, потому что жизнь не дешевеет, а дорожает, и люди хотят получать достойную оплату за свой труд.
Перед тем, как горняки поднялись на поверхность, среди них было распространено письмо за подписью прокурора г. Шахтинск, в котором дается гарантия освобождения от уголовного преследования за участие в забастовке. Прокуратура выразила готовность при необходимости оказать шахтерам правовую поддержку в этом вопросе. Между тем, 13 декабря АО «АрселорМиттал Темиртау» подал в несколько судов Карагандинской области (в том числе в Шахтинский городской суд и Абайский районный суд) исковое заявление о признании забастовки незаконной. В темиртауском суде заявление принято не было. В качестве ответчиков АО «АМТ» указал орган, возглавляющий забастовку, профсоюз угольщиков «Коргау», профсоюз металлургов «Жактау», а также работников АО «АМТ». 14 декабря суд г. Шахтинска рассмотрел в открытом судебном заседании ходатайство АО «АМТ» о приостановлении забастовки работников шахт «Казахстанская», «Шахтинская», им. Ленина и Тентекская (ходатайство было подано по гражданскому делу по исковому заявлению АО «АМТ»). Суд вынес определение о приостановлении забастовки. Работников, находящихся в шахтах, суд обязал в срок до 16.00 14 декабря выйти на поверхность и приостановить забастовочные действия. Обеспечение исполнения определения суда было возложено на прокурора г. Шахтинск.
15 декабря стало известно, что руководитель ОО «Шахтерская семья», вдова погибшего шахтера Наталья Томилова была доставлена в УВД г. Шахтинск. Ранее Марат Миргаязов подал жалобу на имя прокурора г. Шахтинск, где указал, что руководитель общественного объединения совместно с Д. Синявским и Кожабековым составили фиктивный протокол собрания шахтеров шахты «Казахстанская», что этот протокол никем не подписан, данные лица пытаются дестабилизировать ситуацию, уговаривая горняков оставаться под землей и идти до конца. Председатель просил привлечь этих лиц к уголовной и административной ответственности. Наталья Томилова, в свою очередь, утверждала, что шахтеры сами попросили ОО «Шахтерская семья» быть их представителем и вести переговоры с администрацией и властями, что во время посещения ею и ее помощниками шахт было собрано более 500 подписей горняков. Сейчас разобраться во всем этом предстоит правоохранительным органам. Марат Миргаязов прокомментировал ситуацию:
— Во время забастовки, когда мы вели переговоры, это общественное объединение призывало выразить недоверие профсоюзу «Коргау», с которым был заключен коллективный договор. На тех, кто выйдет из нашего профсоюза, коллективный договор распространяться не будет, и эти работники останутся один на один с работодателем, который хочет уменьшения продолжительности отпуска, увеличения рабочего дня и много чего еще. Я против таких действий ОО «Шахтерская семья», и я решил остановить этих людей, сделать так, чтобы их не пускали на шахты, поэтому обратился в прокуратуру.
Сейчас на шахтах делается все для того, чтобы горняки могли приступить к работе. Что касается профсоюза «Жактау», то он намерен вести переговоры с администрацией АО «АМТ» с целью выполнения условий, обещанных угольщикам, в отношении работников стального департамента.
Кира Щербакова