Работники ЛПЦ-2, принявшие решение не подписывать дополнительные соглашения по новой системе премирования, обратились в городской акимат с просьбой о помощи. Работники рассказали, что их заставляют подписывать допсоглашения, а в случае несогласия грозят увольнением.
|
В начале встречи работники цеха рассказали, почему обратились в акимат: они опасаются введения новой системы премирования, потому что не хотят потерять в зарплате и быть уволенными. То, как внедряют новую систему, заставляет их думать, что не все в ней законно. Систему стараются «протолкнуть» без участия профсоюза (который уже обозначил свою позицию и направил письма в инспекцию по труду о проверке приказа о внедрении системы и допсоглашений на предмет законности – авт.). И в то время, когда идет проверка и профсоюз говорит – не подписывать, руководство цеха настаивает на подписи.
Систему стараются внедрить как можно быстрее, хотя не все в ней понятно работникам, и не все согласны с теми условиями, которые она содержит – чтобы рассчитывать на хорошую премию, нужно достичь достаточно высоких показателей, а это не всегда возможно с учетом условий труда и состояния оборудования. И, наконец, нынешняя система премирования людям понятна, а новая вызывает вопросы (и, возможно, это происходит из-за того, что разъяснительная работа была проведена не так, как надо). Работники (на встрече и в беседе с журналистами) привели такой пример: при нынешней системе в случае нарушения ТБ работник потеряет 15% премии, при предлагаемой системе может потерять всю премию целиком, т.е. 100%.
В целом разговор между работниками и начальником цеха Евгением Хицко получился примерно таким: люди говорили, руководитель со многим не соглашался. Он, к примеру, ответил, что работникам напрямую никто увольнением не грозит.
— Что вам было сказано в рамках разъяснительной работы? Работодатель имеет право в случае вашего несогласия с изменениями условий труда расторгнуть с вами трудовой договор. Он имеет на это право по закону, — пояснил г-н Хицко. – «Может уволить» и «уволит» – это разные вещи. А то, что система предполагает 100% лишение премии, это неправда.
— А разве вы предоставили все необходимые данные работникам, чтобы они это понимали? Или, может, провели согласование с профсоюзом? – спросил работник цеха Евгений Дидык. — Я говорю вам не первый раз: вы полностью исключаете профсоюз, а он представляет интересы работников, и мы ему доверяем. Согласно действующему колдоговору, все положения по оплате труда вы должны согласовывать с профсоюзом.
— Соглашение заключают работник и работодатель, причем здесь профсоюз? — ответил Евгений Хицко.
— Система премирования является частью коллективного договора, а сейчас вы пытаетесь в одностороннем порядке эту систему изменить, — вступил в разговор председатель профсоюза «Жактау» Виктор Щетинин. — Закон говорит об изменении условий труда, где запрашивается мотивированное мнение профсоюза. А мы, еще раз повторю, говорим о нарушении коллективного договора. Пытаетесь сделать в ЛПЦ-2 новую систему премирования – будьте добры, согласуйте с нами.
— Профсоюз — серьезная организация, которая может за себя постоять, он обозначил это заявлением в инспекцию по труду, — отметил, в свою очередь, зам.акима Галымжан Спабеков. — Остается дождаться результатов проверки.
вопрос в процессе переговоров»
И.о. начальника управления по инспекции труда Канатбек Балсариев рассказал, как в его ведомстве работают с обращениями профсоюза. Примерно о том же г-на Балсариева спросили журналисты: нужна ли столь длительная проверка приказа №922 («Об изменении системы оплаты труда и премирования работников ЛПЦ-2»), если очевидно, что он идет вразрез с коллективным договором? На это руководитель отметил, что есть соответствующая процедура и сроки, которые надо соблюдать.
— В октябре Виктор Щетинин обратился к нам с заявлением о законности приказа. Со второго ноября на комбинате проходит проверка. Мы изучаем документы, — объяснил Канатбек Балсариев. — Я не хочу забегать вперед. Когда мы примем решение по приказу, я дам заявителю письменный ответ. И он через цеховой комитет, Вениамина Павловича, доведет информацию до всех членов профсоюза.
Что касается проекта дополнительного соглашения – в том документе, который был направлен в инспекцию, не было подписи работодателя и работника, и, соответственно, не было оснований для назначения проверки. «Данная бумага» не могла называться документом, потому что не была соответствующим образом оформлена. На встрече работникам было предложено несколько вариантов: по поводу допсоглашений они могут обратиться с письменными заявлениями в инспекцию, передать их непосредственно руководителю управления (после встречи) или оставить в акимате, откуда их перенаправят в инспекцию по труду.
— Нас не могут уволить из-за того, что мы не подписали допсоглашение? — еще раз спросили работники.
— Нет.
— Но нам говорят именно так.
— Говорить – это одно. Есть ст. 52 ТК РК, которая предусматривает расторжение трудового договора в одностороннем порядке (по инициативе работодателя). Но это строго регламентировано, и я далек от того мнения, что вы нарушаете трудовое законодательство. Если вы обратитесь к нам, по вашему обращению мы сможем открыть проверку, — заверил г-н Балсариев.
Руководитель управления повторил и то, что ранее озвучивал в разговоре с руководством профсоюза: вопрос о новой системе премирования лучше всего вынести на переговоры администрации и профсоюза. В этом случае «все моменты, которые не нравятся» можно будет решить в правовом поле.
— Евгений Петрович – исполнитель этого приказа. Есть те, кто его подготовил, — сказал Виктор Щетинин. — На встрече с администрацией компании я озвучил нашу позицию. И, думаю, что какой-то компромисс мы найдем. Просто нужно время, чтобы руководству стало понятно, где и что было сделано не так.
— Я прошу вас еще раз провести разъяснительную работу, чтобы у людей не возникало вопросов, — сказал замакима Темиртау Галымжан Спабеков, обращаясь к представителям АО «АМТ». — Все нормативно-правовые акты, приказы, принимаемые на производстве, не могут противоречить Конституции и законам, а те, которые уже приняты, подлежат отмене, если будут признаны незаконными.
О том, что происходит в ЛПЦ-2 сегодня «Магнитке плюс» рассказал председатель профкома цеха Вениамин Марченко:
— Каждый день в 6-45 я начинаю обходить раскомандировки – иду в травильное, прокатное отделение, на листоотделку и говорю работникам о том, как развиваются события по новой системе премирования. У меня есть 5 минут, чтобы донести информацию. Я рассказываю о том, что мы ждем ответа от инспекции по труду о законности приказа № 922 и о корректности допсоглашения — в том виде, в котором предлагают, его подписывать нельзя, а за отказ от подписи уволить работника не имеют права.
Я должен побывать в трех местах за 15 минут. Когда я ухожу, с людьми начинают работать ИТР – начальники отделов, мастера, начальники смен, которые получили распоряжение от начальника цеха. Они направляют людей в отдел труда, чтобы те расписывались в допсоглашениях. Людям настойчиво, в течение всей смены, дают понять, что они обязаны это сделать. Люди испытывают давление каждый день, и очень хотят получить ясный и четкий ответ от инспекции – правильно действует работодатель или нет. Ситуация складывается нездоровая и она мешает работать. Всем нужна определенность.
Работник ЛПЦ-2 Евгений Дидык дал короткий комментарий журналистам: — Нам объяснили ситуацию, и мы поняли, что надо просто ждать. Но Евгений Петрович не хочет ждать, он заставляет подписывать допсоглашения. Нам говорят: не хотите — подписывайте другой документ о том, что не согласны, и с 1 января вас могут уволить. А уволить сейчас можно за все, что угодно. Нарушил один или два раза ТБ – выговор, а на третий раз скажут: «До свидания, дорога на комбинат тебе закрыта». Сейчас набирают новых работников, молодых, с испытательным сроком на один год, и они подпишут это соглашение, потому будут вынуждены это сделать. А мы будем ждать. Я просто надеюсь, что решение будет в нашу пользу. Пусть даже это будет новая система, но система по справедливости и по закону, согласованная с профсоюзом и с нами. |
Наталья Прончатова