Дорога на работу бывает утомительной и сопряженной с рядом проблем. Об этом говорят работники комбината, которые обращаются в профком «Жактау». Как правило, больше жалоб появляется осенью, с первыми холодами. Многие задают традиционный вопрос: чего ждать зимой, если уже осенью автобусов, выходящих на маршрут, становится меньше, и бывает, что они не доезжают до конечных остановок? |
На недавнем «круглом столе» работники ТЭЦ-2 пожаловались на то, что «восьмерка» стала ходить реже, а это единственный автобус, который подъезжает непосредственно к проходной. В том же направлении из города идет 14-й, но только до аглофабрики. Работники попросили руководство цеха и профком решить вопрос с продлением маршрута 14-го автобуса до ТЭЦ-2.
Один из работников ТЭЦ-2 Артур (имя вымышленное) летом ездит на работу на велосипеде, а в остальное время ходит пешком. Он живет в 4 микрорайоне, поэтому на дорогу тратит не меньше 1,5 часов. Рабочий день Артура начинается с девяти утра, из дома он выходит в шесть, чтобы был запас времени, если случится что-нибудь непредвиденное. По словам мужчины, решение ходить пешком появилось после того, как он дважды «застрял» по пути на работу из-за поломки трамвая. Причем, и в первый, и во второй раз трамвай останавливался в одном и том же месте. Прямых автобусов от дома Артура до места работы нет, ехать можно только с пересадками, а это накладно. Пешие прогулки доступны, они позволяют добираться на работу вовремя и не слишком утруждают Артура — в прошлом спортсмена-легкоатлета. Обратно мужчина возвращается на трамвае – до его конечной остановки идет опять-таки пешком, или на автобусе. Во всем этом есть определенные издержки. Дорога на территории промзоны покрыта слоем пыли или грязи, в зависимости от времени года. Поэтому в дорогу – и летом, и осенью – приходится надевать болоньевые брюки, они очень практичны, и почистить их можно влажной ветошью или салфеткой. |
Не так давно в профком с коллективной жалобой обратились и работники КХП. Ситуация была похожей: до их проходной идет 12-й автобус, и в один из дней сентября, утром, к остановке «Военторг» он пришел с опозданием на 30 минут, поэтому коксохимики опоздали на работу. В другой раз автобус не приехал вовремя, чтобы забрать работников после смены. «Магнитка плюс» опубликовала часть обращения, и рассказала, как профком планирует отработать жалобу. Сначала — с руководством транспортной организации, обслуживающей маршрут, а в случае, если это не даст результата, с руководством ОЖКХ.
С жалобами на работу транспорта работники комбината обращаются в профком с определенной периодичностью. Нельзя сказать, что в ОЖКХ отказываются работать с профсоюзом. В свое время руководители отдела принимали участие даже в заседаниях профактива, где отвечали на многочисленные вопросы. После таких встреч и обсуждений графики движения автобусов менялись, но через время от работников вновь поступали жалобы.
Чтобы посмотреть, насколько проблемна дорога на работу у коксохимиков и работников ТЭЦ-2, 3 ноября сотрудники редакции проехали по маршрутам, по которым следуют 8-й и 12-й автобусы. Мы планировали определить интервал их движения и посмотреть, если ли на конечных остановках таблички с графиком движения – чтобы работники могли по ним ориентироваться и выходить на остановки к определенному времени. В итоге получилось, что к графику работы автобусов претензий почти не возникло, но очевидной оказалась необустроенность дорог и остановок.
К остановке ТЭЦ-2 мы подъехали в 8-50. Пока ждали «восьмерку», сделали снимки остановочного павильона: скамейки со слоем пыли, мусор, обрывки объявлений. Графика движения автобуса нет.
Через пять минут подошла «восьмерка». Автобус остановился поодаль от остановки, подъехать ближе он не смог из-за машин, стоящих прямо перед павильоном. Стоянка для автотранспорта возле ТЭЦ-2 есть, но она вся забита машинами (видимо, не все готовы следовать примеру своего коллеги, и ходить на работу пешком). Водители, которые не смогли вместить свои автомобили, оставили их перед остановкой. Что, в общем, неправильно.
Еще через пять минут пришел следующий автобус, за ним – через те же промежутки времени – еще два. Людей на остановке было очень мало, автобусы привозили по 1-2 человека, увозили не больше пяти.
На обратном пути мы посчитали, сколько по времени займет дорога до остановки 14-го маршрута. Получилось, что пройти придется не меньше получаса. До остановки 22-го, который идет к ЖБИ, и того больше.
Дорога на КХП далека до идеальной – ямы, ухабы, кочки. На обочинах грязь, лужи. Пройти пешком можно только в резиновой обуви.
У проходной КХП – почти то же, что и у ТЭЦ-2: большая часть пространства заполнена машинами, остановочный павильон – без единой таблички с информацией о том, как ходят автобусы.
«Шестерку» нам долго ждать не пришлось, и после автобусы приходили с небольшим интервалом. Автобусы, следующие по 12-му маршруту, реже – через 15 минут. Людей к остановке подходило чуть больше, чем на ТЭЦ-2.
Как говорят коксохимики, 12-е автобусы часто ходят с большими интервалами в часы-пик, иногда не доезжают до конечной остановки, а разворачиваются у проходной конвертерного цеха — если в салоне не остается пассажиров. Тем, кто живет вблизи проспектов Мира и Комсомольского, можно уезжать на «шестерке» и пересаживаться, но тогда траты на дорогу возрастут. Дойти до «Конвертерной» пешком — немалая задача, с учетом расстояния и состояния дорог, и особенно в ветреную погоду.
Какой ситуация нам показалась в итоге? Часть работников КХП и ТЭЦ-2 добирается на работу на личном транспорте, тратит бензин и бьет машины на дорожных ухабах. Личный транспорт, кстати, на двух названных остановках ставят стихийно, охраны нет. Видимо, очередь до КХП и ТЭЦ-2 по программе открытия бесплатных охраняемых стоянок еще не дошла.
Те работники, которые пользуются общественным транспортом, выходят на остановки к тому времени, к которому привыкли, на информационных табличках оно не указано. Те, кто не хочет мерзнуть на остановках, уезжают с пересадками, или добираются до следующей остановки, где больше автобусов.
По обращениям работников профсоюз старается решать вопрос с продлением автобусных маршрутов и дисциплинированностью водителей.
Но, как показывает прошлый опыт, у представителей ОЖКХ есть своя точка зрения на этот счет. Один из руководителей отдела однажды высказался примерно так: компания АМТ в состоянии решить все вопросы по доставке работников на комбинат за свой счет. А городским перевозчикам действительно не выгодно возить работников до конечных остановок с учетом того, что людей в салонах остается совсем немного.
Какие еще минусы путешествий на работу называют арселоровцы: — с введением биометрической системы доступа на комбинат из-за опозданий на работу люди начали терять в зарплате. То, что человек опоздал не по своей вине, а из-за сбоев в работе транспорта или его поломок, руководство не учитывает. — если в холодное время года работники проводят больше времени на остановках, ожидая автобуса, они начинают чаще болеть. Это сказывается на коэффициенте абсентеизма, и человек рискует угодить на врачебно-инженерную комиссию. Занятие это не из приятных, поскольку члены комиссии детально изучают, чем именно болел работник, и настоятельно рекомендуют больше не болеть. Здесь же стоит учитывать цены на лекарства и оплату листа нетрудоспособности, которая не может превышать установленного порога. |
Наталья Прончатова