Кампания по ознакомлению с дополнительными соглашениями приостановлена

«Магнитка плюс» продолжает отслеживать ситуацию, складывающуюся в ЛПЦ-2 АО «АМТ». В цехе вводят новую систему оплаты труда, издан соответствующий приказ (№ 922 от 22.09.2017 г.), но у работников остается много вопросов, и не все из них готовы принять новую систему оплаты труда в том виде, в котором предлагает правление, и подписаться под приказом. В конце сентября работники цеха подготовили коллективные обращения в профсоюз. Со своей стороны, профком «Жактау» направил письма в прокуратуру Карагандинской области и Управление по инспекции труда с просьбой проверить текст приказа на соответствие Коллективному договору и Трудовому Кодексу РК.

20 октября в профком «Жактау» обратилась работница ЛПЦ-2 с просьбой разъяснить, насколько законна новая кампания, начатая администрацией АО «АМТ», по ознакомлению работников цеха с дополнительными соглашениями к трудовым договорам, с указанием размера оклада, вводимого с 1 ноября 2017 года, а также условий расторжения трудового договора. По словам работницы цеха, ее коллеги подписали соглашение, не обращаясь за юридической помощью, но сейчас готовы отказаться от своей подписи, поскольку многое в соглашении им оказалось непонятно. Отметим, что администрация начала знакомить работников с текстом соглашения в то время, когда председатель профкома ЛПЦ-2 Вениамин Марченко находился на заседании комиссии по коллективному договору в профцентре «Жактау». Он отсутствовал в цехе, и некоторые работники подписали документ, не дожидаясь его возвращения.
Юрист профкома Марина Гавриченкова изучила текст дополнительного соглашения и дала разъяснения о том, что в соглашении неправильно, и на что стоит обратить внимание.

— Марина Викторовна, дополнительное соглашение, предложенное работникам ЛПЦ-2, вызвало много вопросов — и по оформлению, и по содержанию. И первый вопрос, который задают работники, почему документу присвоены такие номера?
— Вместо номеров соглашения и трудового договора проставлен табельный номер работника, что некорректно. У тех, кто работает давно, трудовых договоров как таковых нет. Раньше по закону этого не требовалось. И даже если у работника есть трудовой договор, у него не может быть номера, абсолютно идентичного табельному номеру. Кроме того, нужно указывать не только номер, но и дату заключения трудового договора. И это серьезный момент, поскольку мы имеем дело с дополнительным соглашением. Администрация компании должна привести все в соответствие. Должно быть примерно так: «Дополнительное соглашение к трудовому договору №34 от 20 июня 2009 года».

— Что можно сказать о подписях?
— Если администрация выходит к каждому работнику ЛПЦ-2 с предложением внести дополнения в их трудовой договор, то директор по персоналу А.Адом, которая выступает от имени работодателя стороной трудового договора, должна подписаться под каждым соглашением, и только потом их можно предлагать работникам для ознакомления и подписи. Мы же имеем в наличии дополнительное соглашение без подписи представителя работодателя, и поэтому все, что сказано в документе, подписью директора не подтверждено. И это тоже говорит о сомнительности этого допсоглашения. В трудовых отношениях две равноправные стороны – работодатель и работник, они подписывают договор и ставят дату под своей подписью. Поэтому подпись: «Дополнительное соглашение получил» некорректна, работник, когда подписывает документ, забирает свой экземпляр сразу, потому что предполагается, что та сторона, которая вышла с предложением, документ уже подписала.

— В документе много пустых строк. Насколько это правильно?
— Возможно, это чисто технический момент, но пустых срок действительно не должно быть, чтобы у человека не возникало сомнений в том, что здесь что-то можно потом дописать.

— Что можно сказать о содержании документа? Допсоглашение было выработано, чтобы ознакомить работника с изменениями условий оплаты труда. Но тот работник, который обратился в профком, получил допсоглашение 20 октября, а изменения должны вступить в силу уже 1 ноября. То есть, работника уведомили об этом слишком поздно?
— Согласно Коллективному договору, действующему в стальном департаменте АО «АМТ», об изменениях условий труда (а оплата труда входит в это понятие) правление обязано предупредить работника или профсоюз письменно не позднее, чем за один месяц. С приказом № 922 работников ознакомили в срок, то есть, за месяц до введения в действие новой системы оплаты труда – 1 ноября 2017 года. Но ст. 33 ТК РК предусматривает, что уведомление об изменении условий договора подается одной из сторон и рассматривается другой стороной в течение пяти рабочих дней. То есть, сторона трудового договора – работник – имеет право знакомиться с допсоглашением к своему трудовому договору, изучать его в течение пяти дней, а это значит, что требование представителей администрации подписать допсоглашение сразу же после его вручения незаконно.

— А что можно сказать по поводу условий расторжения трудового договора, которые включены в допсоглашение?
— П.5 допсоглашения гласит: «Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с работником по соглашению сторон с компенсационной выплатой в размере средней месячной заработной платы. Договор в этом случае расторгается без уведомления и получения ответа от работника». Но это право работодателя оговаривается в трудовом договоре только по соглашению с работником, подписав допсоглашение, человек, вникая или не вникая в его содержание, дает согласие на то, чтобы его таким образом уволили. Статья 50 ТК РК предусматривает порядок расторжения трудового договора по соглашению сторон, и здесь явных нарушений со стороны администрации нет. Возможно, администрация просто облегчает себе работу, если возникнет причина или необходимость этого работника уволить. И в этом случае работнику следует хорошо подумать, прежде чем дать согласие на такое увольнение, подписав допсоглашение.

— Если у человека нет трудового договора, это соглашение имеет силу?
— Если нет трудового договора, то не может быть и дополнительного соглашения к нему. Изучив предлагаемое допсоглашение к трудовому договору, могу сказать, что формулировки изменений, предлагаемых в трудовой договор, в допсоглашении неполные и некорректные. В частности, в п.1 работнику устанавливается оклад в определенном размере, но в то же время не указываются некоторые виды доплат и премий, которые предполагаются администрацией к окладу (согласно приказу № 922).
П. 6 соглашения частично дублирует Трудовой Кодекс. В нем указаны основания, по которым расторгается трудовой договор по инициативе работодателя (ст. 52), и они же, эти основания, оговорены пунктом дополнительного соглашения. Например: «Работник обязан соблюдать правила охраны труда, безопасности движения на транспорте. В случае несоблюдения данного требования, Работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с Работником по подпункту 11 пункта 1 ст. 52 ТК РК». Но если работодатель хочет напомнить работнику, что он должен это соблюдать, в допсоглашении это должно быть записано так, как это предусматривает Трудовой кодекс. То есть, должно быть не просто нарушение работником правил охраны труда или пожарной безопасности, либо безопасности движения на транспорте, а такое нарушение, которое «повлекло или могло повлечь тяжкие последствия, включая производственные травмы и аварии». И только в этом случае работника можно уволить по этому основанию. То есть, не надо вырывать из контекста определенные предложения и вводить в заблуждение работника, а указывать полностью основания, по которым работодатель может расторгнуть трудовой договор с работником по своей инициативе.

— То есть, работник может взять дополнительное соглашение, Трудовой кодекс, изучить статью, на которую дается ссылка, и уже после этого принимать какое-то решение.
— Конечно. Повторюсь, в трудовом договоре две равноправные стороны: работодатель и работник. И никто не может заставить работника сиюминутно дать согласие на какие-то изменения или дополнения в своем трудовом договоре. Нельзя в наше время полагаться на добросовестность и честность работодателя. Каждый работник должен взять за правило знать хотя бы азы Трудового Кодекса. Все изменения и дополнения в трудовой договор, которые предлагают, надо изучить досконально, при необходимости обратиться за помощью – в профком или к юристу, и только потом давать или не давать свое согласие. Тем более что кодекс дает работнику время на изучение.

— Как быть тем, кто это соглашение уже подписал, а только потом задался определенными вопросами?
— На сегодня кампания по ознакомлению с допсоглашениями приостановлена, а те, кто поставил свою подпись, должны сделать для себя определенные выводы. Будем надеяться, что необдуманно подписанным допсоглашениям не будет дан ход. А при необходимости профсоюз сможет работников защитить.

Профсоюз обратился в прокуратуру Карагандинской области и Управление по инспекции труда с просьбой проверить приказ № 922 от 22.09.2017 года на соответствие Коллективному договору и Трудовому Кодексу РК.
До этого соответствующие письма были направлены генеральному директору АО «АМТ» П. Калону и директору по персоналу А. Адом. Согласно ответу, полученному от правления АО «АМТ», администрация компании считает, что своими действиями не нарушает положения действующего Коллективного договора. Ниже опубликованы тексты писем, направленных профсоюзом.
Генеральному директору АО «АМТ» Калону П.
Директору по персоналу АО «АМТ» Адом А.А.

22 сентября 2017 года вами был издан приказ №922 «Об изменении системы оплаты труда и премировании работников ЛПЦ-2». Данный приказ противоречит пунктам Коллективного договора и нормам Трудового кодекса РК.
Премирование работников АО «АМТ», в том числе и работников ЛПЦ-2, осуществляется в соответствии с Положениями Коллективного договора, которые являются его неотъемлемой частью согласованы с Профсоюзом и не могут быть изменены в одностороннем порядке, согласно п.14.6 Коллективного договора и п.8 ст.156 Трудового Кодекса РК. В этом приказе в одностороннем порядке отменяются виды оплат, которые предусмотрены Коллективным договором и согласованы с Профсоюзом. Следовательно, в приказе содержатся положения, нарушающие права и гарантии работников предусмотренные коллективным договором.
Согласно п.5 ст.158 Трудового Кодекса РК «уклонение представителей сторон от участия в переговорах по ….изменению, дополнению Коллективного договора ….влекут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.»
Предлагаем вам отменить приказ №922 и вынести ваши предложения об изменении системы оплаты труда и премирования работников ЛПЦ-2 на обсуждение совместной комиссии
В противном случае, в соответствии с п.7 ст.12 ТК РК будем вынуждены обжаловать приказ в Управлении по инспекции труда Карагандинской области.

В Прокуратуру Карагандинской области
В Управление по инспекции труда Карагандинской области

22 сентября 2017 года генеральным директором АО «АрселорМиттал Темиртау» был подписан приказ №922 «Об изменении системы оплаты труда и премировании работников ЛПЦ-2». Считаем, что данный приказ противоречит пунктам Коллективного договора и нормам Трудового кодекса РК по тем основаниям, что премирование работников АО «АМТ», в том числе и работников ЛПЦ-2, осуществляется в соответствии с Положениями Коллективного договора, которые являются его неотъемлемой частью, согласованы с Профсоюзом и не могут быть изменены в одностороннем порядке, согласно п.14.6 Коллективного договора и п.8 ст.156 Трудового кодекса РК. В вышеуказанном приказе в одностороннем порядке отменяются виды оплат, которые предусмотрены Коллективным договором и согласованы с Профсоюзом («Положение о порядке проведения индексации заработной платы» — Приложение к Коллективному договору №11, «Положение о порядке премирования работников АО «АМТ» — Приложение к Коллективному договору №36).
Следовательно, в приказе содержатся положения, нарушающие права и гарантии работников, предусмотренные Коллективным договором.
На основании вышеизложенного и согласно п.7 ст.12 ТК РК, просим проверить приказ №922 на соответствие Трудовому кодексу РК и Коллективному договору.
Приложение: копия приказа №922, копия Положений Коллективного договора.

Записала Наталья Прончатова

Добавить комментарий