Знаменитая Любовь Перлик

В декабре 2010 года КХП отмечает свой полувековой юбилей. Его цеха  вводились в строй на полгода позже первой домны, но 1961 год работники коксохимпроизводства встречали с собственным коксом и концентратом. За 50 лет  работы КХП прославилось многими именами своих работников.  И среди них едва ли не первым является имя Любови Васильевны Перлик – кавалера трёх Орденов Трудовой Славы.
В 1958 году она окончила среднюю школу. Семья – папа, бабушка и сестра с братом в это время уже переехала в Темиртау. Она с мамой до окончания школы жила в Татарстане, а потом семья воссоединилась. За лето Люба хорошо отдохнула, а осенью решила устраиваться на работу, с этой целью проходила медкомиссию в поликлинике. Отец уже работал  в тресте «Металлургжилстрой», и советовал ей получить специальность штукатура-маляра. Но при прохождении медкомиссии она познакомилась со сверстницей, которая  устраивалась на завод и увлекательно рассказывала о предстоящей работе. Это была Валентина Васильевна Гнилозубова ( в замужестве – Новикова), которая стала её подругой на всю жизнь.
Люба быстро всё передумала и тоже подала документы на завод. Вскоре они вместе отправилась в Нижний Тагил на стажировку: Люба – по специальности дозировщик, а Валя – по специальности дробильщик. Они вернулись в августе 1959 года, съездили на уборку урожая в Березняки. Пока строился углеподготовительный цех, девушки работали на коксосортировке и на стройке. При запуске первой домны кокс был привозной.
В 1960 году запустили цех углеподготовки,  задачей которого было подготовить шихту для коксовых батарей, составляя её из разных сортов угля. Девять лет проработала Люба дозировщиком, цех углеподготовки стал ей родным. Тяжёлым был период запуска цеха углеподготовки и коксовых батарей: много было просыпей и приходилось работать лопатой. Надо было обслуживать два ряда по 10 бункеров концентрата, внизу находились дозаторы. Если случалась какая-то непредвиденная остановка, приходилось бежать, что есть духу, конвейер останавливать, чтоб меньше просыпей было. Но была молодость, жить было интересно и весело, силы быстро восстанавливались.
А потом Любовь перешла работать оператором и работала до мая 2000 года, до ухода на заслуженный отдых. В 1975 году получила свою первую награду – Орден Трудовой Славы III степени. Она и сейчас не считает, что работала лучше других:
– Не могу сказать, что я прямо отличалась работой, потому что все мы работали хорошо.
Но наградой отметили её необыкновенное трудолюбие, ответственность и стремление постоянно повышать производительность труда. В 1981 году она получила Орден Трудовой Славы II степени. В 1986 году – I степени.
Когда перешла работать оператором физически, конечно, легче стало, но здесь были другие трудности. Приходилось всю смену 12 часов разговаривать по телефону, почти не прерываясь. Телефон не умолкал в течение смены, работа была очень напряжённой, обстановка далеко неспокойной. Если какая-то авария, диспетчер звонит: шихты нет! Обеспечивать сырьём непрерывную работу коксовых батарей — дело нелёгкое и ответственное.
Любовь работала с полной отдачей. С мужем Владимиром Семёновичем на КХП познакомилась: он работал машинистом грейферного крана. Его в цехе Бровкиным звали, фильм тогда шёл «Василий Бровкин», он был на него похож. Молодёжь частенько организовывала культпоходы в кино, на концерты. Вот и познакомились в один из таких культпоходов. 26 лет прожили, пока авария не произошла на КХП, он погиб.  Случилось это под Новый 1989 год. Уже двое внуков у них было, третий внук родился после гибели деда, в его честь назвали  Владимиром.
У Любовь Васильевны две дочери: старшая Елена, работает продавцом, младшая Татьяна – косметологом. Четверо внуков: Денис, Андрей, Владимир и Ярослав. Внуки учатся, работают, активно вступают в жизнь. С уважением относятся к бабушке и прислушиваются к её советам. У Любовь Васильевны есть и маленькая правнучка – Кристина. Её жизнь сегодня – это будущее внуков, участие в их судьбе, стремление помочь, вместе с ними разобраться в сложностях современной жизни. Она живо интересуется их делами, не во всём соглашается с ними, но всегда переживает за них.
В бригаде занималась общественной работой, посещала больных, выполняла всевозможные поручения. В самодеятельности занималась, пела в хоре, тогда на КХП была сильная самодеятельность. Руководители цеха углеподготовки были замечательными людьми, она вспоминает их с глубоким уважением и даже восхищением: начальника цеха  И.П. Титовского – перед началом смены обязательно зайдёт, расспросит обо всём, очень человечный был. И такой же Н.В. Чумак, его потом направили в УОФ-2 «на прорыв», он и там работу наладил. Последний начальник смены В.К. Лось, его она тоже хорошо помнит. Много было хороших дней, но бывало и очень тяжело, хотелось уйти в другой цех на комбинате. Но походили, подумали и решили, что лучше коксохима нет. И платили мало, но никуда не уходили, прикипели душой.
– Правда, к сестре зайду, она в библиотеке работала, особенно зимой, а она : «Ну, и запахи от тебя, коксохимом!» А мы настолько привыкли, что и запаха не замечали.
Её наставники – А.К. Цимбал, Л.Т. Андрусевич, М.А. Муштаева, они работали вместе. И сейчас продолжают дружить. Был период, когда коксохим работал плохо, тогда на прорыв прислали Наума Тимофеевича Тёмкина, из Череповца. Он много сделал для КХП, оживил не только производство, но и общественную жизнь. Вечера стали проводить, с удовольствием на них народ ходил. Как много зависит от одного человека! До него присылали начальников на КХП, но ведь никто не справился. Он поднял коксохим, его все с благодарностью вспоминают, кто работал тогда. Умный человек и организатор замечательный.
– Я помню, у нас работала дозировщиком Маша Москаленко. Она по собственной инициативе на территории возле цеха сделала клумбу, кирпичом обложила, цветы принесла и посадила. Он как увидел, очень её хвалил, даже премию выписал: «Вот так бы все относились к своему рабочему месту, к своему цеху!» Ценил инициативу людей, задушевно беседовал с ними. Когда он уезжал, люди очень жалели,  даже плакали. А вот сейчас с работниками КХП случается иногда беседовать, они сетуют, что отношения с начальством совсем другие.
Сестра Галина говорит о ней:
– Старшая сестра и её муж были для нас с братом примером, к её работе я относилась с большим уважением, если звонила ей на работу, а ей некогда было мне ответить, то я это понимала.
Их мама была очень смелым и интересным человеком, семья жила в Грузии,  в России, потом переехала в Казахстан, и это всё по инициативе мамы. Её уже нет, а папа ещё жив, ему уже 90 лет. Любовь Васильевна лето проводит на даче, живёт там до самого октября. В Совете ветеранов тоже выполняет поручения, посещает больных, помогает немощным.
Л.В.Перлик по-прежнему человек неравнодушный, активный, коммуникабельный, её жизненная позиция не изменилась. Она из тех людей, что прошли закалку коксохимом, хочется пожелать ей крепкого здоровья и счастья в любимых внуках и правнуках.
Г.Кабанова

Добавить комментарий