Что думают о ситуации с подписанием единого коллективного договора и как реагируют на все происходящее работники комбината?
|
Виктор Панов, председатель профкома УЖДТ:
— Я много общаюсь с людьми, и знаю, что они за профсоюз, за его действия и за полноценный коллективный договор. 70% наших работников (за исключением тех, кто находится в отпусках и аутстафферов), считают действия администрации неправильными. Плохой у нас профсоюз или хороший, но он есть, и если он не устраивает администрацию, значит, он работает. Это позиция людей и моя личная позиция.
Какая на сегодня складывается ситуация с выдачей путевок и беспроцентных ссуд? Приведу простой пример: недавно ко мне пришел человек за беспроцентной ссудой, и он был просто шокирован. Во-первых, ему нужно идти к трудовикам, отпрашиваться с работы. Во-вторых, нужно нотариально заверить документ, заплатив энную сумму. Считаю, что это далеко не правильно, даже если нужно заплатить полторы тысячи или 100 тенге. Человек работает на комбинате, делает профсоюзные взносы и пользуется льготами, и за эти льготы он должен платить?
Приходят люди за путевками, хотят отдохнуть в «Шахтере», но я не знаю, куда их отправить. Отправляю в администрацию, а администрация сама еще ничего не знает.
Самое страшное в этой жизни – быть в неведении. Зайти в темную комнату и не знать, куда ткнуться. В таком положении сейчас находятся люди. Но, несмотря на это, у них есть вера в профсоюз. Это самое главное, и я благодарен нашим людям за это, за их принципиальную позицию и грамотность. Слава Богу, что верят больше нам, а не администрации. Сегодня у людей гораздо больше поводов не верить ей. Если она «накинула платок» на нашу прессу, на нашу газету «Магнитка», не пускает на территорию комбината ее сотрудников, значит, администрации есть чего бояться. Или она боится правды? А не нарушает ли администрация закон о СМИ, который предусматривает доступ журналистов к информации? Если журналисты что-то искаженно пишут, почему администрация не скажет об этом в открытую? Почему категорический запрет, и все? Заборами огородились – народ-то все видит. И как после всего этого доверять администрации?
Я не осуждаю правление, но сейчас в разговорах людей проскальзывает такая фраза: «Они что, хотят создать государство в государстве?». Впечатление такое, что на территории Республики Казахстан хотят создать республику Арселор, со своими законами, своим царем и его приближенными.
Светлана Усольцева, председатель профкома неработающих пенсионеров:
— Наши пенсионеры до предела возмущены происходящим. Они не понимают, почему их «выкинули» из коллективного договора. В нашем профкоме более 8 тысяч заводских пенсионеров, 5 тысяч из них – ветераны комбината. Есть много тружеников тыла, ветераны войны, узники концлагерей, блокадники. И все они работали на комбинате, отдали ему силы, молодость, здоровье, трудились во вредных условиях, возводили цеха. Почему администрация решила, что эти люди не заслуживают никаких льгот? Я работаю в профкоме неработающих пенсионеров с момента его основания, с 1989 года, и никогда прежде ничего подобного не происходило. Телефон раскалился от звонков, звонят со всех концов города, возмущаются, спрашивают, что будет дальше. Настрой у наших пенсионеров боевой, они готовы даже выйти на митинг. Многие и сейчас предлагают поставить свою подпись под обращением, которое мы отправили в Астану Президенту страны Нурсултану Назарбаеву (вместе с более чем тысячей подписей пенсионеров). Будем надеяться, что эта непонятная, из ряда вон выходящая, ситуация разрешится.
Борис Ляшенко, председатель профкома доменного производства:
— К последним нововведениям люди относятся негативно. Говорят, что к нам приехали революционеры, которые пытаются сломать социальные взаимоотношения в трудовом коллективе. О профсоюзе говорят, что мы недостаточно активно с этим боремся. Я на это отвечаю: «Мы действуем в рамках законодательства и делаем только то, на что имеем право». Мы предлагаем ознакомиться с обращением по коллективному договору и поставить свою подпись. В таком урезанном виде, как нам предлагает администрация, коллективный договор подписывать нельзя. Колдоговор – это юридический документ, который хорош тем, что от него невозможно отказаться в одностороннем порядке, и люди это прекрасно понимают. Но у администрации свое мнение по этому вопросу. На одном из утренних рапортов в доменом цехе присутствовала директор по персоналу АО «АМТ» Анна Адом. Речь шла о том, что компания берет на себя обязательства по выполнению всех пунктов, которые при обсуждении нового колдоговора не были согласованы. Люди приняли это к сведению. Но сегодня уже возникли проблемы с выдачей ссуд, а их чаще всего берут на оплату обучения детей и лечение. У меня лежат два пакета подготовленных документов, а я не знаю, что с ними делать и кому их отдать. Ситуация непонятная, и сейчас важно не озлобить людей. Конечно, председатели профкомов могут сказать: «Я этим не занимаюсь, идите, куда хотите!». Но это вызовет негатив в нашу сторону. Люди подумают, что мы их бросили. Мы должны дать хоть какую-то консультацию, объяснить, куда пойти, к кому. Ситуация неопределенности чревата социальным напряжением. Уже сейчас идут негативные высказывания как в адрес администрации, так и в адрес профсоюза. Я объясняю, что мы не можем взять саблю и размахивать ею направо и налево, что есть определенные рамки, в которых мы должны действовать. Мы же в обычной жизни не раздаем подзатыльники всем, кто делает что-то не так.
Записала Кира Щербакова