Мы живем в век быстро меняющегося мира – меняются взаимоотношения между государствами, меняется погода, меняются законы, меняется общество, и каждый старается отстоять свои интересы. В отношениях администрации АО «АМТ» и работников тоже наступили перемены.
|
На протяжении 22 лет позиция администрации АО «АМТ» была простой и понятной: перед работниками ставили определенные производственные задачи, обеспечивающие получение прибыли, работники выдвигали свои требования в плане оплаты труда, рабочего времени и времени отдыха, социальных льгот и оздоровления. Все это было закреплено коллективным договором и все спокойно делали свое дело. За 22 года правление АО «АМТ» настолько хорошо начало понимать своих работников и так их полюбило, что разработало целую социальную программу и политику по поддержке работников, и перестало нуждаться в каких-либо подсказках.
Но один мудрый человек сказал: «Кто не знает своей истории, у того нет будущего», а история взаимоотношений работников с руководством АО «АМТ» у нас насыщенная и поучительная.
Почти за весь период работы компании доверительные отношения с руководством АО «АрселорМиттал Темиртау» складывались только при наличии совместных документов, подписанных обеими сторонами, и работники давно поняли, что гарантией льгот для них может служить только Коллективный договор и Трудовой кодекс Республики Казахстан. Флажки были четко расставлены, границы определены и понятны.
За последние 10 лет у рабочих предприятия исчезла всякая иллюзия по поводу того, что руководство АО «АрселорМиттал Темиртау» волнует жизненный уровень и благосостояние их рабочих, и за это время рейтинг металлургов в нашем городе сильно снизился, а профессия металлурга сегодня не считается престижной. Работников постигло сильное разочарование в плане организации производства, условий труда, проведения и качества ремонта оборудования, нового штатного расписания и оплаты труда, благодаря которой более 30 % работников лишились доплаты за отсутствующего работника (1117 вид) в размере от 10 до 30 тысяч тенге в месяц, и это произошло не в результате увеличения числа работников, а в результате сокращения штата, структуризации и оптимизации. Этот коварный ход несколько лет назад был опробован на работниках РМЗ, поэтому у многих работников ЦРОО ПЦ заработная плата сегодня не дотягивает до заработной платы пятилетней давности. В этом году такая же участь постигла технологический персонал комбината. Вот так, с легкой руки отдела реструктуризации, у многих рабочих пропала доплата за расширенную зону работы, у других забрали доплату за совмещение профессий, снизились выплаты за время отпуска. И это неполный список потерь наших рабочих.
Сейчас нам ласково, но настойчиво пытаются объяснить, что очень хотят дать возможность больше заработать — за счет внедрения новой системы оплаты труда. Но она в определенное время позволит оторвать у работников часть заработной платы. Это просто бизнес, и главное в нем — прибыль, таковы правила этой игры. Поэтому и веры компании нет никакой.
Да, работники на Западе гордятся тем, что работают на АрселорМиттал, как гордятся дети своими успешными родителями, а мы, похоже, детдомовские и усыновлять нас никто не собирается. И воспитателей к нам приставили особенных, с которыми не забалуешь, у них в приоритете — прибыль и имидж компании и это объясняет их политику. Выглядит она примерно так: «Посмотрите, какой у нас прекрасный детдом, как красиво одеты и счастливы детишки». А если посмотреть, что снимает «скрытая телекамера», то ситуация больше напоминает «палату №6». Коллективный договор, по которому жили много лет, с приходом новой продвинутой команды вдруг стал в тягость работодателю, и флажки решили передвинуть.
В профсоюзе уверены в одном — правда на нашей стороне, и сколько бы нас ни обливали грязью и ни обвиняли, мы защищаем законные права простых рабочих. Работники не должны потерять то, что принадлежит им. Мы не считаем деньги компании и ее прибыль, потому что глаз завидущий сеет смуту, но очень неприятно осознавать, что, глядя на нашу зарплату и затраты на коллективный договор, кто-то алчет и не может успокоиться, пока не откусит кусок, и желательно пожирнее. Это возмущает, но и придает силы бороться за достойную оплату труда рабочих и отстаивать их права, и мы учимся и растем, и обязательно добьемся, чтобы к мнению и голосу работников относились с уважением.
Вениамин Марченко,
председатель профкома ЛПЦ-2