Не секрет, что в своей ежедневной работе Темиртауский городской профсоюз сталкивается со множеством препятствий. О том, как их удается преодолевать, а также о проблемах, которые сегодня возникают у членов профсоюза, рассказала его председатель Наталья Попова. |
— Наталья Михайловна, как сегодня идет работа по созданию на предприятиях профсоюзных ячеек?
— Очень непросто. Каждый год я отправляю письма на предприятия с предложением создать профсоюзные организации и заключить коллективные договоры. Учитывая, что новое трудовое законодательство направлено на социальное партнерство, главная задача профсоюза – создавать объединения работников. Раньше мы тесно сотрудничали с акиматом, проводили мониторинг предприятий на предмет заключения коллективных договоров. Сейчас эта работа не ведется. Могу сказать, что в нашем городе социальное партнерство развито на самом низком уровне. Практически все руководители предприятий, куда мы обращаемся с письмом или по телефону, отказывают нам во встрече с работниками, говорят: «Нашим людям профсоюз не нужен!» И таких организаций у меня целый список. Но нельзя забывать о том, что мы обращаемся именно в те организации, откуда нам звонили люди и говорили о своем желании вступить в профсоюз. Так что работодатели, которые запрещают нам встречаться с людьми, уже нарушают их права. Когда трехсторонняя комиссия в акимате работала, а это было 10 лет назад, эти отказы не сошли бы с рук руководителям организаций, и их обязательно бы заслушали на трехсторонней комиссии.
— Как Вы знаете, сейчас идет давление на некоторых членов профсоюза металлургов «Жактау»: людей заставляют выходить из него. Как часто Вы в своей работе сталкиваетесь с подобными случаями?
— За 14 лет работы я могу привести очень много примеров давления. К нам приходили работники ТОО «Bassel Group LLS», которые хотели вступить в профсоюз. Наконец, мы создали там первичную организацию. Но сегодня работодатель не дает нам места для возможности проведения профсоюзного собрания. Он категорически отказался перечислять профсоюзные взносы. Все эти методы были предприняты для того, чтобы воспрепятствовать деятельности профсоюзной организации. Людям неудобно собирать профвзносы самим, но они их собирают. Это, прежде всего, неуважение к самим наемным работникам. Не будет цивилизованных отношений с работниками, не будет продуктивной работы предприятия. И кому работодатель сделал лучше? У нас есть примеры, когда руководители приказывали всем выйти из профсоюза. И чаще всего давление происходит при смене руководства: приходит другой директор, и начинается «новая политика» в трудовых отношениях.
— И как люди реагируют на такое давление?
— А люди часто выходят. Руководитель ТОО «Архстрой» тоже сказал работникам выйти из профсоюза. Это было несколько лет назад. И такое, к сожалению, происходит на многих предприятиях. Если работодатель узнает о том, что профсоюзная организация была создана без его ведома, он, обычно, говорит подчиненным: «Или вы у меня работаете, или уходите из профсоюза». Не дают сегодня профсоюзу развиваться. Поэтому я благодарна тем организациям, которые много лет в профсоюзе, людям, которые верны ему и своей профессии.
— Неужели на работника сегодня можно так легко надавить?
— Конечно, не каждого можно запугать, не все боятся потерять рабочее место. Находятся смелые, инициативные и юридически подкованные люди. Народ становится все более грамотным, и пример тому – конференция трудового коллектива АО «АМТ» по повышению заработной платы. Там были очень хорошие выступления. Боязливых и безразличных сторонних наблюдателей, конечно, больше, но есть немало людей с принципиальной позицией, которые не хотят подстраиваться под кого-то, и не позволяют никому нарушать свои трудовые права. К счастью, у нас есть Конституция, где написано, что каждый гражданин имеет право быть в профсоюзе. И этого права работодатель никого не должен лишать. Несмотря на то, что у нас законодательством предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование деятельности профсоюзной организации, мы стараемся не стращать работодателей. Мы просто объясняем им, на что они не имеют права. Нельзя притеснять и унижать людей, можно спрашивать с них исполнение трудовых обязанностей, но не более.
— Почему работодатели не хотят, чтобы их работники состояли в профсоюзе?
— По своему опыту знаю, что ни одно предприятие не исполняет трудовое законодательство на 100%, но можно представить, сколько нарушений у тех, кто всеми силами противится профсоюзу. Если руководитель обходит закон, то он прекрасно понимает, что может возникнуть ситуация, когда в профсоюз обратится кто-то из состоящих в нем работников и пожалуется. Само собой, руководителям это не нужно, но многие из них забывают о том, что к нам могут обратиться и не члены профсоюза. Были случаи, когда Управление труда проводило в бюджетных организациях проверки не по нашим обращениям, а по жалобам рядовых работников. Но, тем не менее, работодатель боится именно профсоюза. Это не цивилизованные работодатели, ведь в отличие от них цивилизованные понимают, что профсоюз будет им в помощь. Конечно, он будет добиваться, чтобы работников обеспечивали какими-то социальными благами и льготами. Но это — волеизъявление работодателей, и мы с ними договариваемся, так как понимаем, что со средствами у большинства организаций дела обстоят не очень. Сегодня есть работодатели, имеющие долевое участие в снижении стоимости летнего отдыха детей работников. Один год помогают одни, другой год — другие, то есть, выход всегда можно найти. Но это – общая задача, потому что, если работник отправил своего ребенка в оздоровительный лагерь, он может спокойно трудиться и не переживать. Все жизненные моменты взаимосвязаны. Производительность труда и его безопасность во многом зависят от состояния и настроения человека. Как раньше говорили: «На работу, как на праздник, должен человек идти».
— Некоторые работники считают, что отстаивать права сегодня можно и без профсоюза. Насколько это реально?
— Очень часто работодатель идет на хитрость. Он приглашает к себе членов профкома и говорит: «Ребята, а зачем вам профсоюз? Мы с вами и так коллективный договор подпишем. Вы же являетесь представителями работников». Да, мы знаем: в трудовом законодательстве прописано, что представителем работников является профсоюз, а при его отсутствии представители трудового коллектива. Но на самом деле разница между профсоюзом и представителями трудового коллектива большая. Во-первых, профсоюз – это юридическое лицо. Если коллективный договор подписывают два юридических лица, это уже правовой акт. Во-вторых, в профсоюзе есть дипломированный юрист. На каждом предприятии сегодня есть юристы, а стороны должны вести диалог на равных. Я тоже получила юридическое образование, хотя раньше сталкивалась с юридической работой и неплохо разбиралась в законодательстве. А какие преимущества у представителей трудового коллектива? Несмотря на то, что работодатель разными ухищрениями пытается приблизить их к себе, юридических прав они не имеют со всеми вытекающими отсюда последствиями. Похожая ситуация была на АО «ТЭМК»: там тоже пытались обойтись без профсоюза, и в итоге представители трудового коллектива ничего не добились, и им пришлось снова вступать в профсоюз. Раньше они относились к Темиртаускому городскому профсоюзу, сейчас они в Отраслевом горно-металлургическом профсоюзе «Казпрофметалл». Есть существенная разница: или вы защищаете свои права индивидуально, или вы делаете это коллективно. Думаю, что приоритет должен быть у коллективной защиты.
— Сейчас на комбинате много людей работает по аутстаффингу. Как обстоят дела с профсоюзом у таких работников?
— Аутстаффинговая компания «JIB RECRUITMENT TEMIRTAU» — яркий пример воспрепятствования профсоюзу. Через сколько судов и непонимания нам пришлось пройти, чтобы руководитель этой компании признала профсоюз! Но возможности в полной мере общаться с работниками у нас все равно нет. Когда люди вступают в профсоюз, и потом их заставляют из него выйти, второй раз они туда уже не идут. Когда я разговариваю с такими людьми и спрашиваю, почему они не вступают снова, те отвечают: «Знаете, я столько пережил, что сказал себе: больше никакого профсоюза». И переубедить таких людей непросто. Сейчас в этой профсоюзной ячейке 30 с небольшим человек, этого очень мало для такой большой компании. Еще один пример хитрости работодателей: когда мы выходим с инициативой по коллективному договору, руководители многих компаний быстренько приглашают представителей работников, после чего заключают коллективные договора, в которых, можно сказать, ничего нет. И мы по закону вынуждены к ним присоединиться. Что касается аутстафферов, то сегодня мы готовы с ними работать, и я еще раз хочу напомнить, что наш профсоюз ждет работников этой организации и может принять от них заявления.
— Насколько отдел государственной инспекции труда помогает профсоюзу в отстаивании прав трудящихся?
— Сегодня инспекция подчинена акиматам. Что касается бюджетных организаций, то как инспекция может полноценно реагировать на наши обращения, если она должна проверять своих же работников, если все в одной упряжке? Думаю, самим руководителям инспекций сегодня сложно работать. Представьте ситуацию: поступила жалоба из бюджетной организации, где нарушается трудовое законодательство, и инспекция должна накладывать штрафы на своих коллег, которые также подчиняются областному акимату. Это ненормально. Нужно вернуть ту систему, при которой инспекция была бы независимой, ведь акимату невыгодно высвечивать нарушения в своей же бюджетной сфере, а тем более облагать штрафами. С этим вопросом я уже выходила на республиканский уровень.
— Значит, основная ставка сегодня – на профсоюз?
— Профсоюз может защитить работника от многих неприятностей. Сегодня, когда обременение предпринимателей все больше, им становится трудно работать, и они ищут пути, чтобы уйти от налогов. Первый путь – не оформление трудовых договоров с работником. Почему? Да потому что сегодня у работодателя есть объем работы, а завтра его нет, а без трудового договора человека очень легко лишить места работы. А там, где будет профсоюз, будут и трудовые договоры, и защита интересов трудящихся. Нам есть над чем работать.
Кира Щербакова