31 августа суд вынес определение, согласно которому АО «АМТ» не сможет прекращать и приостанавливать социальные доплаты и выплаты, льготы и гарантии, предоставление дополнительных отпусков и др. по пунктам разделов 1,4,5,7,8,9,10,11,12,13 действующего Коллективного договора от 18.07.2014 г. до рассмотрения дела по существу. Причины, заставившие профсоюз подать заявления суд, в том числе, об обеспечении иска, прокомментировал председатель профсоюза металлургов «Жактау» Виктор Щетинин. |
— Уважаемые металлурги! Мы продолжаем информировать вас о положении дел в профсоюзе, и в том числе, в связи с проведением процедуры обсуждения проекта нового Коллективного договора. Сегодня у нас есть хорошие новости, и, кроме того, мы хотели бы донести до вас свою позицию в связи с недавней публикацией, вышедшей в газете «Темиртауский металлург», где содержатся сведения, абсолютно не соответствующие действительности.
В начале я напомню о том, как проходила работа по обсуждению проекта единого Коллективного договора для стального и угольного департаментов АО «АМТ» и ТОО «Курылысмет». Решение о подготовке проекта было принято в январе 2017 года, позднее были созданы экспертные группы, которые отрабатывали каждый раздел Коллективного договора, и центральная комиссия, в состав которой вошли представители каждой из сторон. Было подписано Совместное соглашение о продлении Коллективного договора, заключенного 18.07. 2014 г., до 1 сентября 2017 года.
В процессе работы было согласовано около 70% пунктов проекта колдоговора, но основные разделы, которые несут в себе значимую часть социальных выплат и доплат, так и остались несогласованными. Причиной этому стала позиция правления, по которой все выплаты, гарантии и доплаты должны были быть определены отдельной политикой компании.
Нас это ни в коей мере не устроило: сегодня политика есть, а завтра, с приходом нового руководителя, ее просто не будет. Поэтому мы однозначно заявили о том, что все выплаты и доплаты, которые были в прежнем колдоговоре, должны быть сохранены и включены в новый коллективный договор. Тем более что согласно п. 2.1.2 Дополнительного соглашения к Трехстороннему соглашению между Ассоциацией работодателей, Министерством по инвестициям и развитию и Профсоюзом трудящихся горно-металлургических предприятий, при перезаключении (заключении) соглашений и коллективных договоров стороны намерены обеспечивать уровень заработной платы, социальных льгот и гарантий, не ниже существующих на момент перезаключения (заключения) соглашений и коллективных договоров с учетом финансово-экономического положения компании. Ситуация на комбинате стабильна, и об этом мы говорили на конференции трудового коллектива, прошедшей в начале августа: рост производства был отмечен в 2016 году, а также по итогам первого полугодия 2017-го – по объему произведенной стали и по отгрузке.
Учитывая позицию правления, мы предложили продлить действующий Коллективный договор до момента подписания нового – так, как мы делали с прежним руководством компании.
Текст соглашения (с прежним руководством компании) содержал следующую информацию: «Совместная комиссия по подготовке проекта нового Коллективного договора не закончила рассмотрение всех пунктов нового договора до окончания действующего колдоговора по причине необходимости проведения большого объема работ. В связи с этим согласованные пункты будут применяться в новом Коллективном договоре, несогласованные пункты — в старой редакции до подписания нового договора. Совместная комиссия продолжит работу по согласованию оставшихся несогласованных пунктов проекта нового коллективного договора». |
Однако профсоюз получил ответ от правления о том, что оно готово продлить действующий колдоговор только до 16 сентября. Но две дополнительные недели не решили бы всей проблемы, учитывая позицию администрации, которая сознательно шла на то, чтобы не включать в Коллективный договор доплаты, выплаты, дополнительные отпуска и социальные гарантии.
После неоднократных переговоров с правлением мы приняли решение обратиться в суд для защиты прав работников АО «АрселорМиттал Темиртау». Профсоюзом было подано исковое заявление о признании бездействия АО «АМТ» по не заключению нового Коллективного договора и не включению в него пунктов, обеспечивающих сохранение социальных льгот и гарантий по действующему Коллективному договору (разделы 3,4,6,7,8,9 и соответствующие Положения к ним) незаконным; об определении условия действия нового Коллективного договора по пунктам разделов 3,4,6,7,8,9 и Приложений к нему в редакции ныне действующего колдоговора стального департамента от 18.07.2014 г.; о понуждении АО «АМТ» заключить новый единый Коллективный договора по пунктам разделов 3,4,6,7,8,9 и Приложениям к нему в редакции ныне действующего Коллективного договора стального департамента от 14.07.2014г.
Кроме того, профсоюз обратился в суд с заявлением об обеспечении иска в виде запрета ответчику (АО «АМТ») совершать определенные действия, а именно, прекращать и приостанавливать социальные доплаты и выплаты, льготы и гарантии, предоставление дополнительных отпусков и др. по пунктам разделов 1,4,5,7,8,9,10,11,12,13 действующего Коллективного договора от 18.07.2014г. до рассмотрения дела по существу; а также об обязании АО «АМТ» исполнять обязательства по действующему колдоговору от 18.07.2014г. по пунктам разделов 1,4,5,7,8,9,10,11,12,13.
Аналогичный иск в суд подал профсоюз угольщиков «Коргау».
31 августа суд поддержал заявления профсоюзов и принял соответствующие определения.
Согласно определению Специализированного межрайонного экономического суда Карагандинской области от 31 августа 2017 г. заявление Профсоюза металлургов «Жактау» о принятии мер по обеспечению иска удовлетворено. АО «АМТ» запрещено прекращать и приостанавливать социальные доплаты и выплаты, льготы и гарантии, предоставление дополнительных отпусков и др. по пунктам разделов 1,4,5,7,8,9,10,11,12,13 действующего Коллективного договора от 18.07.2014г. до рассмотрения дела по существу. |
Однако до окончания срока действия Соглашения о продлении срока действия Коллективного договора до 1 сентября 2017 года правление издало приказ №835 от 29 августа 2017 года о введении в действие с 1 сентября положений, которые были приложениями нашего Коллективного договора. То есть, правление сознательно, еще 29 августа, приняло решение о том, что Коллективного договора с 1 сентября не будет.
Издавая приказ о введении положений, правление должно было приостановить или прекратить действие положений по колдоговору, поскольку они были согласованы с профсоюзами, и были включены как неотъемлемая часть Коллективного договора, а только потом издавать приказ и вводить эти положения заново. Кроме того, нужно было обнародовать тексты положений, чтобы стало ясно, взяты ли они из колдоговора, в той же редакции, или в них внесены какие-либо изменения. |
Такая позиция нас не устроила. Мы пришли к выводу, что все предпринимаемые правлением действия по Коллективному договору, заработной плате, и в отношении профсоюза связаны с нашей неуступчивой позицией по Коллективному договору и заработной плате, а именно, решением конференции трудового коллектива о необходимости повышения оплаты труда.
Сегодня правление не только предпринимает меры по выхолащиванию колдоговора, оставляя только те пункты, которые не несут значительной финансовой нагрузки, но и занимается вмешательством во внутренние дела профсоюза, собирает руководителей, настаивает на их выходе из профсоюза и заставляет работать в этом направлении со своими подчиненными, в основном, ИТР. Нам достоверно известно о таких фактах, и мы знаем фамилии руководителей, которые проводят такую работу. Профсоюз обратился в соответствующие органы с тем, чтобы они дали оценку действиям этих руководителей.
30 августа в корпоративном издании «Темиртауский металлург» вышла статья с названием «О чем договорились?». В статье правление попыталось обвинить профсоюз в затягивании переговоров по Коллективному договору, в нашей принципиальности. Но с первых же заседаний комиссий мы видели настрой правления – не заключать полноценный коллективный договор. Максимум, на что администрация была нацелена – принятие некоего подобия куцего сборника. Добавлю, что руководитель комиссии со стороны правления — директор по персоналу АО «АМТ» Анна Адом за все время приняла участие только в одном заседании, и только после наших настоятельных требований.
Во время заседания экспертных групп представители правления говорили о том, что существуют определенные политики компании, однако, как бы представители профсоюзов ни просили предоставить документы с разъяснением содержания этих политик, о том, как они будут действовать и на кого распространяться, ни одной бумаги нам так и не показали. В итоге, профсоюзы остались в полном неведении. Если бы нас ознакомили с проектами политик, мы могли обсудить возникшие вопросы, соотнести с требованиями законодательства, по которому в Коллективный договор должны быть включены определенные пункты: в обязательном порядке вопросы по оплате труда, льготам и доплатам, нормированию системы оплаты труда, формированию тарифных ставок, окладов, надбавок, в т.ч. занятых на тяжелых работах. То есть, мы могли бы сказать, что эти вопросы не могут быть включены в отдельную политику, а только, согласно законодательству, в коллективный договор. И мы должны договариваться по этим моментам. Но правление по существу дало понять, что оно все сделает без нашего участия. И завтра, я уверен, правление скажет: это было доброй волей работодателя, и он взял на себя такую ответственность. Тем самым, работникам «подскажут», что профсоюз не нужен, и что правление может все сделать для них самостоятельно. Но в таком случае, тот колдоговор, который будет заключен (с согласованными, но гораздо менее значимыми положениями) пойдет вразрез с законодательством, потому что в него не будут внесены вышеуказанные пункты.
Судя по всему, представители правления сами не знали содержания политик, и поэтому не могли ознакомить профсоюзы с их содержанием во время заседания экспертных групп. В указанной статье есть ссылка на то, что тексты политик только будут опубликованы в газете. Вопрос: почему правление не сделало это раньше?
У нас сложилось достаточно определенное мнение о происходящем. Когда экспертная группа сидела над каким-либо разделом и рассматривала его, она не имела права согласовывать или не согласовывать пункты. Представители правления говорили: вопрос необходимо доработать, но и только. Если в начале группы хоть как-то работали, то в июле-августе правление начало эту работу тормозить. Почему так происходило? Скорее всего, кто-то из центральной комиссии дал указание вообще не рассматривать никакие пункты. На заседаниях центральной комиссии картина была похожей: сначала мы хоть немного работали, а затем руководитель группы, г-н Губин, по любому поводу говорил: «Этот вопрос – в протокол разногласий». Мы спрашивали: «Почему?». Но ответа не было. И получилось, что 30% пунктов, основных, которые несут серьезную финансовую нагрузку, остались несогласованными. О чем в этой ситуации еще можно говорить?
На сегодня, если бы не было определения суда, о котором я говорил, не было бы никакого коллективного договора. И именно на это с самого начала и настраивалось правление. И поэтому обсуждение шло с таким трудом. Повторюсь, с первого заседания мы почувствовали, что правление не настроено заключать полноценный коллективный договор (соответствующие заявления руководство профсоюза не раз делало на страницах «Магнитки плюс»- авт.). Поэтому его представители и выдумывали различные предлоги – с политиками компании и тому подобным. Первый пункт, который был не согласован – «Возмещение ущерба в связи со смертью работника семье погибшего и родителям, если родители- пенсионеры». Кроме как кощунством, это никак не назовешь. Хотя сейчас администрация повсюду заявляет о том, что в отношении погибших на шахте «Казахстанская» будет выполнено все, что положено по Коллективному договору. Но в их понимании никакого Коллективного договора с 1 сентября уже не существует.
О том, что правление действует непоследовательно и сугубо в своих интересах, свидетельствует и его позиция в отношении ТОО «Курылысмет». Есть соответствующее соглашение, подписанное прежним руководством компании, есть протокол совместного заседания о том, что новый колдоговор будет распространяться и на это подразделение, однако в процессе задания комиссий правление ни с того ни с сего, в соответствии со своими далеко идущими планами, приняло решение, что у ТОО «Курылысмет» будет отдельный коллективный договор. Мы не согласны с этим, и считаем, что те документы, которые правление подписывает совместно с нами, должны выполняться.
Согласно меморандуму «По вопросам социальной защищенности работников ТОО «Курылысмет», являющихся членами профсоюза «Жактау»», подписанному г-ном Выпихом, г-ном Павловым , г-ном Кулагиным и В. Щетининым, в случае внесения дополнений в действующий колдоговор, пролонгаций или заключения нового коллективного договора, их действие должно быть распространено на работников ТОО «Курылысмет». Сейчас правление, непонятно на каком основании, пытается это отменить. |
Что касается неизвестно откуда взявшегося, высосанного из пальца, обвинения (содержащегося в публикации «Металлурга») в том, что профсоюзы, не дожидаясь заключения Коллективного договора, провели конференцию с выдвижением требования о повышении заработной платы, — мы не усматриваем ни малейшей связи между этими событиями. Исходя из того, как ведет себя правление, можно предположить, что мы не смогли бы заключить коллективный договор и в ближайшие два года. Получается, что все это время у нас не было бы возможности выдвигать компании никаких других законных требований? Это же полный абсурд! Уже сейчас мы видим, что компания нарушает законодательство в вопросах проведения переговоров по заработной плате, и поэтому мы обратились в судебные органы, чтобы этих руководителей «поправили».
Добавлю, что для согласования пунктов, которые нуждались в доработке, времени было достаточно. Если бы у правления было намерение заключить Коллективный договор до 1 сентября, оно бы предприняло для этого все необходимые меры. А по существу все несогласованные в подгруппах пункты мы начали рассматривать только на 2-3 заседаниях центральной комиссии, в августе. Хотя эту работу надо было проводить, начиная с апреля. Но правление откровенно тормозило рассмотрение этих вопросов.
В статье правление заявляет о том, что все политики компании будут действовать до 31 декабря 2017 года. Информации о том, что будет дальше, в этой публикации нет. В статье написано и о том, что проект колдоговора будет опубликован в газете. Но это вызывает много вопросов. Что администрация сможет опубликовать? Мы даже не договорились о том, на кого будет распространяться Коллективный договор, не говоря уже о других, более принципиальных вещах.
Мы работали со многими руководителями компании, но с таким наглым и открытым вмешательством в дела профсоюза мы сталкиваемся впервые. С недавнего времени начались разговоры и о создании альтернативного профсоюза на комбинате. Что можно к этому добавить, если во всех действиях правления четко прослеживается вполне определенная цель – внушить работникам, что никто не сможет позаботиться о них лучше, чем сама компания, и такой профсоюз, как наш, им совсем не нужен. Я надеюсь, что все члены профсоюза «Жактау» сделают нужные выводы из той ситуации, которая складывается на сегодня, и сделают правильный выбор.
Записала
Наталья Прончатова