Как известно, на АО «АМТ» трудится большое число работников подрядных организаций, большинство из которых являются членами Темиртауского городского профсоюза. Его председатель Наталья Попова рассказала о том, с какими проблемами сталкиваются подрядчики сегодня, и в чем они нуждаются больше всего. |
— Наталья Михайловна, недавно трудовой коллектив АО «АМТ» провел конференцию, где потребовал повышения заработной платы на 30%. Насколько этот вопрос актуален для тех, кто состоит в городском профсоюзе?
— АО «АрселорМиттал Темиртау» является градообразующим предприятием, где работает большая часть его жителей. Поэтому у темиртаусцев к нему всегда пристальное внимание. И неудивительно, что прошедшую недавно конференцию по повышению заработной платы обсуждают не только на комбинате, но и в городе. Перед Днем строителя я побывала во многих трудовых коллективах подрядных организаций, которые осуществляют свою деятельность в цехах АО «АМТ» и работают бок о бок с металлургами в таких же вредных условиях, как и они. И единственный вопрос, который возникал у работников, – это повышение заработной платы. Хочется отметить, что сегодня он звучит не только в тех организациях, которые работают непосредственно на комбинате (а их порядка 70-ти), но и в тех, которые не имеют к нему непосредственного отношения. Например, работники «Bassel Group LLS» обратились к своему руководству с просьбой о повышении зарплаты, собирали подписи. Ко мне подходили представители некоторых организаций с предложением о проведении конференций. В общем, откликов было много.
— То есть, можно говорить о несоответствии дохода работников тем затратам, которые необходимы, чтобы жить достойно?
— Цены, которые сегодня существуют в Казахстане, и, в частности, в Темиртау, неприемлемы для тех, кто получает зарплату в 60 тысяч тенге. А у нас есть большая категория людей, которые получают еще меньше, в частности, это уборщики бытовых и производственных площадей объектов АО «АМТ». 27 тысяч тенге на руки — что это в наше время? Эти женщины вынуждены часто брать подработки, подменять тех, кто в отпуске или на больничном, чтобы получить 0,5 ставки сверх своей скромной зарплаты. Но не каждая может подрабатывать по состоянию здоровья. Сегодня уборщики «ТАА» получают меньше, чем уборщицы в бюджетных учреждениях. Но даже за такую работу люди держатся, потому что свободных вакансий в городе очень мало, и большую роль здесь играет стабильность. То есть, на других предприятиях и в организациях есть немало работников, получающих еще меньшую зарплату, чем на АО «АМТ», но которые также трудятся в цехах комбината.
— Почему работникам подрядных организаций, чья деятельность связана с комбинатом, платят так мало?
— Дело в том, что выработка, которую дает на каждого работника комбинат, очень низкая. Если на текущем ремонте она составляет 67 тысяч тенге, то зарплата у работника будет порядка 40 тысяч на руки, потому что руководителю организации нужно купить спецодежду и средства индивидуальной защиты, затратить на сметно-договорной отдел, на технику безопасности, линейных мастеров и т. д. Вычтите из выработки сумму всех этих расходов – что останется работнику? Конечно, можно сказать, что мало получают неквалифицированные работники, но нельзя забывать о том, что они трудятся в тяжелых условиях. Чего стоят, например, уборка просыпи на конвейерах и бункерах, ручная очистка отстойников от шлама, ремонт шламопроводов и золопроводов в цехе гидротехнических сооружений. И примеров можно привести много.
— Кто-то контролирует, сколько должна стоить работа одного подрядчика в месяц?
— В Казахстане есть утвержденные правительством единые нормы и расценки по различным видам работ. Но, к сожалению, они лишь рекомендованы для применения и не являются обязательными. Поэтому многие работодатели, пользуясь тем, что мы живем в условиях рыночной экономики, не принимают их во внимание. Из-за этого страдает благополучие граждан. Есть и другие причины снижения доходов. Например, раньше, когда насчитывали стоимость работ, принимали во внимание коэффициент вредности. Сегодня по отдельным цехам и видам работ это отменено на комбинате.
— Насколько рекомендованные расценки выше тех, которые есть на комбинате сегодня?
— Для каждого вида работ — свои расценки. Но, в любом случае, существующие расценки сильно занижены. Мы регулярно собираемся с работодателями, смотрим выработки по тем или иным видам работ, и, получается, что в выработку невозможно уложить все расходы, которые несет подрядчик, потому что стоимость горючего, механизмов, ткани на пошив спецодежды и так далее постоянно растет. А выработку никто не повышает. Как председатель профсоюза я понимаю, что работодатели должны индексировать заработную плату. Но как они будут это делать, если выработка стоит на месте уже три года? Мы регулярно напоминаем, пишем об этом руководству АО «АМТ», но пока все по-прежнему. Сейчас стало еще более невыгодно работать на комбинате. Несколько лет назад подрядчик жил лучше. Руководители подрядных организаций могли создавать больше благ своим работникам, и комбинат больше о них заботился. Например, раньше комбинат давал всем работникам – и подрядчикам, и своим, штатным, молоко. Сейчас подрядные организации берут это на себя. И не в каждой из них дают молоко, хотя это нарушение трудового законодательства.
— Всегда ли подрядным организациям платят мало или бывают исключения?
— Есть особо важные для комбината виды работ, на которые он дает высокие расценки. Руководство комбината понимает, что есть места, где должны работать только профессионалы, а сейчас они на АО «АМТ» в дефиците, потому что все квалифицированные специалисты, которые знают и ценят свой труд, находят работу с более выгодной оплатой. Комбинат продолжает терять профессионалов. Началось это не вчера, и происходит на протяжении последних трех лет. Многие хорошие специалисты уехали из Темиртау, особенно большой отток наблюдался во время строительства Астаны, объектов ЭКСПО. Многие строительные организации берут заказы в ближнем и дальнем зарубежье, много работников металлургических специальностей переехали в Россию. Здесь речь идет уже об отъезде населения семьями. Большую роль в оттоке квалифицированных специалистов подрядных организаций сыграл тот факт, что на протяжении трех лет у нас была задержка оплаты комбинатом. Сейчас ситуация немного нормализовалась, но мы еще не пришли к тому, что было 6-7 лет назад. Тогда условия контрактов всегда исполнялись, оплата за выполненные объемы работ производилась четко после 25-го числа следующего месяца. Работать на комбинате было престижно. Надеюсь, что новое руководство компании так поставит задачу перед своими менеджерами, чтобы подрядчикам платили вовремя.
— Сейчас на комбинате существует такая практика: для проведения работ нанимают тех подрядчиков, которые согласны трудиться за меньшую сумму, чем другие. Как Вы считаете, насколько это правильно?
— Мы понимаем, что во времена рыночной экономики расценки можно снизить, и найдутся люди, которые согласятся на такую оплату труда. Были случаи, когда одна и та же фирма выполняла работы на комбинате пять лет, и потом ее меняли на фирму, согласившуюся выполнить работу дешевле. Но в практике АО «АМТ» были случаи, когда турецкая компания «Троя» оставила после себя недоделки, и потом их пришлось устранять нашим специализированным организациям. И подобных моментов было немало. Нашим подрядкам предлагали даже большие суммы, чем те, которые они просили изначально, лишь бы проверенные специалисты довели все до ума. Поэтому новому руководству компании необходимо повернуться лицом к тем организациям, которые сотрудничают с ней много лет. Многие руководители этих организаций имеют звания заслуженного строителя, монтажника, энергетика. Правительственные награды имеют не только руководители, но и рядовые работники. Они знают цеха не хуже специалистов комбината.
— Неужели все решает только сумма оплаты, а не репутация организации и профессионализм работников?
— Как раньше производился отбор организаций? Представители отдела капремонтов комбината делали объезд и проверяли, есть ли у организации база, коллективный договор — как показатель того, что работодатель законопослушный и у него есть социальная ответственность перед людьми. Если так, значит, он и в производстве работ будет ответственным. Сейчас таких вопросов не возникает. А в Темиртау есть организации, у которых один пустой портфель, которые непонятно, как и где набирают людей, и пытаются попасть на комбинат. И попадают. Считаю, что нужно сохранить коллектив профессионалов, обслуживающих социально важные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность Темиртау.
— Значит, Вы считаете, что отношение АО «АМТ» к подрядным организациям должно измениться к лучшему?
— Понятно, что у каждого нового руководителя своя программа, свое видение организации трудовых процессов и определение политики трудовых отношений. Но мы все живем в этом городе, дышим тем, что вылетает из труб комбината – чего тут скрывать. Чтобы комбинат развивался и совершенствовался, для того, чтобы это предприятие было надежным, администрация должна обращать внимание на то, какой подрядчик работает в цехах, на его опыт, на его требования к технике безопасности и персоналу, и не исключать его социальную ответственность перед рабочими. А ведь многие организации и предприятии города даже не заключают трудовые договора с работниками. Все это сегодня имеет большое значение в стабилизации производственных процессов на комбинате.
Кира Щербакова