7 октября т.г. в городском маслихате состоялась 32 сессия под председательством депутата В.П.Щетинина, основными вопросами которой стали работа городского пассажирского транспорта и меры по его улучшению, Правила содержания животных в г. Темиртау и п. Актау. Депутаты также утвердили персональные составы комиссий по государтсвенным символам при акимате г. Темиртау ( ее возглавил Аким Н.Е. Султанов), Совета по взаимодействию с неправительственными объединениями, Совета по связям с религиозными объединениями, составах городского Совета по делам молодежи и комиссии по соблюдению Правил розничной торговли периодическими печатными изданиями специфического характера.
Заслушав и обсудив доклад ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Темиртау» депутаты отметили, что автотранспортными предприятиями показатель регулярности движения автобусов и маршрутных такси выполняется на уровне плановой – 90%. Пассажирские перевозки в городе осуществляются 7 автоперевозчиками по 11 автобусным маршрутам, 4 маршрутными такси и 5 дачными маршрутами. Плата за проезд поддерживается на уровне 30-35 тенге.
Автоперевозчиками ТОО «ТТS», ПК «Стэка», ТОО «Дат- ТS», ТОО «Тау-Профи», ТОО «Қала-Көлiк», ИП Мусина, ИП «Тiұнқатар» ежегодно пополняется парк автобусов, приобретается оборудование для обслуживания и ремонта автотранспорта. В летний период осуществляется движение автобусов по дачным направлениям и в зоны отдыха.
Вместе с положительными моментами имеются претензии к работе пассажирского транспорта: выход на линию автобусов и такси с грязными салонами, неисправным техническим состоянием (в виде попадания в салон выхлопных газов). В отдельных случаях нарушаются интервалы и схемы движения автобусов и «маршруток», раннее окончание движения маршрутов. Культура обслуживания заслуживает самой резкой критики. Многие проблемы обусловлены отсутствием квалифицированных водителей. Масса нареканий на дачные маршруты: по разбитым дорогам ходят переполненные автобусы малой вместимости.
По-прежнему, многие дороги в городе нуждаются в ремонте: улицы Димитрова, Мичурина, Ушинского, дачные маршруты, объездные дороги рядом с АО «АрселорМиттал Темиртау». Не решаются вопросы с отсутствием остановочных павильонов, информационных табличек, заездных «карманов». Не выделяются денежные средства на ремонт, восстановление и содержание остановочных павильонов.
В прошлом году чиновники пытались заставить перевозчиков выкрасить такси в единый цвет. Не получилось. Теперь по приказу и.о. министра транспорта и коммуникаций борта такси должен украшать «пояс, состоящий из черных и желтых квадратов, расположенных в шахматном порядке». Большая часть такси в городе в ужаснейшем состоянии. Среди них очень много нелегальных извозчиков. Водители берут разовый налоговый патент и катаются. С другой стороны, если отсеять мелких, тариф резко взлетит, потому что конкурентов станет меньше.
Что касается вопроса о бесплатном проезде для школьников и студентов – его поднял на сессии секретарь городского маслихата А.П. Аркатов, то увы, порадовать горожан нечем. В прошлом году льготный проезд отдельных категорий граждан в общественном транспорте был дотирован не в полной мере, на эту статью расходов из городской казны было выделено чуть более 67 миллионов тенге. Изначально поднимался вопрос о том, что эта сумма мала и в завершение года, учитывая профицит, дополнительные субсидии должны быть изысканы. Однако, этого не было сделано, что и послужило причиной отказа автопредприятий перевозить школьников и студентов за полцены, как раньше, уже в первые дни октября.
– По данным отдела образования, предоставленным нам, в льготных проездных билетах нуждаются 14 911 обучающихся, не считая учеников частных школ, а также интернатов. На это число учеников необходимо 41 154 360 тенге, чтобы покрыть убытки перевозчиков до конца 2010 года. Но только при условии, что цена на проезд будет равна 30 тенге. Если же стоимость проезда увеличится на 10 тенге, возрастет и сумма субсидий — до 54 872 480 тенге, — приводит статистику Генрих Вольф. – Естественно, что сейчас в бюджете нет таких денег. Поэтому автопарки вправе отказаться от льготной перевозки школьников и студентов. Бесплатным остался проезд для детей до 7-ми лет, а школьники с первого по восьмой классы будут платить в автобусах 15 тенге.
– Это прямое упущение депутатов нашего городского маслихата, они просчитались при формировании городского бюджета на текущий год, — ответствовал на сессии М.Б. Беркалиев, — вот пусть теперь изыскивают недостающие средства хоть из собственного кармана…
В. Шепеленко