15 июня в Темиртау прошел однодневный семинар на тему «Правовая грамотность журналистов», организатором которого стала Национальная ассоциация телерадиовещателей Казахстана. Участие в семинаре, в числе прочих представителей СМИ и государственных органов, приняли сотрудники газеты «Магнитка плюс». |
Семинар проводил тренер, известный медиа-юрист, руководитель Центра поддержки СМИ при НАТ Казахстана, лауреат премии «Адвокат СМИ» Сергей Власенко. Вопросы рассматривались самые разные, от этического кодекса и права на изображение в издании до доступа к информации и государственных секретов. В общем, программа была обширной, поэтому в данной статье мы опишем ситуации, с которыми чаще всего сталкивается не только наша редакция, но и другие темиртауские СМИ, а также расскажем о путях выхода из них, которые нам предложили на семинаре.
Так, нередко возникает ситуация, когда журналист обращается в частную организацию или пресс-центр частного промышленного предприятия, а ему откровенно сообщают, что не предоставят запрашиваемую информацию, так как она является коммерческой тайной. Что делать журналисту? Конечно, можно смириться с тем, что ты не сможешь донести до читателей что-то важное и полезное. Однако закон здесь вовсе не на стороне «таинственных» предпринимателей. В Предпринимательском кодексе есть норма, где черным по белому написано, что коммерческая тайна утверждается внутренним документом данной организации, с подписями и печатями, и все сведения, являющиеся коммерческой тайной, должны содержаться в специально составленном перечне. То есть любой отказ в предоставлении журналисту или редакции информации должен быть обоснован документально. Ну, право же, как-то несерьезно организациям и предприятиям оперировать лишь словами и понятиями, даже если они не лишены солидности. Будьте добры предъявить перечень! И если запрашиваемой информации в нем нет, ее должны предоставить. Забыли включить? Не наши проблемы.
Также нередки случаи (а в последнее время они участились), когда редакция вынуждена отправлять официальный письменный запрос в частную организацию или предприятие с целью получить необходимую информацию. По закону о СМИ, предоставить ее должны в течение трех рабочих дней. Но есть в законе и оговорка, что если вопрос требует уточнения и сбора данных, срок может продлиться до месяца. И хотя для каждой редакции важна оперативность, закон есть закон, так что остается только терпеливо ждать. Но проходит месяц – ответа нет. Наконец, через полтора, а то и два месяца ответ приходит. Однако порадоваться сотрудники редакции не могут, так как при прочтении письма становится ясно, что оно не содержит ответов ни на один поставленный вопрос. Само собой, что-то там написано, но это «что-то» — то ли повторение вопросов из редакционного запроса, то ли просто «вода», как говорится, ни к селу, ни к городу. Такой «ответ» не может быть использован при написании материала — он не содержит информативной ценности. Что делать редакции? Как сказал Сергей Власенко, если сторона пропускает обозначенные в Законе о СМИ сроки, нужно обращаться в прокуратуру, так как речь идет о нарушении прав средства массовой информации. Обращаться в прокуратуру нужно и в том случае, если не было получено конкретных ответов на конкретные вопросы. Можно обратиться и в суд. Есть еще один вариант: опубликовать в газете отправленные вопросы и полученный ответ, показав читателям всю абсурдность ситуации, и получить их в союзники. Это называется поддержкой со стороны общественности. И еще одна немаловажная деталь: в Административном кодексе есть статья 358, которая предусматривает ответственность за неполное предоставление информации.
На семинаре была затронута тема правильного написания запросов. Журналистам рекомендуют в конце каждого запроса напоминать адресатам, что если они предоставят неполную информацию, авторы вправе привлечь их к ответственности по вышеупомянутой статье Административного кодекса. Такое напоминание делает (или должно делать) людей более дисциплинированными. В конце концов, должна быть определенная культура взаимоотношений со средствами массовой информации. К сожалению, ее у нас пока нет.
От редакции: организаторы семинара предоставили журналистам, сотрудникам госучреждений и НПО возможность пообщаться, поделиться мнениями о различных жизненных ситуациях и попытаться найти точки соприкосновения в спорных вопросах.
Еще одним плюсом семинара стало время его проведения — незадолго до профессионального праздника журналистов — Дня работника связи и информации, который в Казахстане официально отмечается 28 июня.
Кира Щербакова