Приемосдатчик груза и багажа УЖДТ Марина Каплинова в свободное от работы время создает удивительные букеты и фигуры из воздушных шаров, являясь одним из известных в Карагандинской области аэродизайнеров. О новом и интересном направлении она рассказала нашим читателям. |
— Марина Геннадьевна, как началось Ваше увлечение?
— Аэродизайном я занимаюсь уже пять лет. Началось все случайно: мне в руки попала пачка китайских шаров, тонких и длинных, которые в народе называют «лапшой» или «колбасками». Из них я сделала свой первый букет сестре на день рождения. Сейчас вспоминаю – это жуть: все кривое, косое, но родственникам понравилось. Муж увидел, что меня это заинтересовало, и начал узнавать, где можно купить специальные шары. Потом узнал, что в Алматы проводится семинар по аэродизайну. Это был мой самый первый семинар. Я с замиранием сердца смотрела, как и что нужно делать. Впервые услышала специальные термины, такие как «эпл-твист», «пузырь», «скрутка» и так далее. Для меня все это было очень ново и очень интересно. Казалось, происходит что-то за гранью фантастики.
— Еще семинары посещали?
— Да я уже столько городов объездила, что толком не помню, где была. После первого семинара узнала, что в Атырау приезжают знаменитые российские аэродизайнеры Шолохова и Нестеренко, помчалась туда, за тридевять земель. Но результат превзошел ожидания: я была в восторге от того, как они работают. На их семинары я потом ездила в Алматы и Краснодар, где познакомилась с Ольгой Барановой и Ольгой Самойловой. Это боги аэродизайна. Их команды каждый год занимают первые места на мировых конкурсах. Там такие работы, что никогда не скажешь, что они сделаны из шариков. Потом я была на семинаре в Казане у Майкла Гжерека, и он научил меня не бояться круглых шаров, потому что с каждым видом шара нужно уметь работать. Еще мне понравился семинар, который неделю проходил в Подмосковье. На нем присутствовали всемирно известные аэродизайнеры Стон Ченг, Антонио Бекарес, Паскаль Грутен и Сабина Келнер. Я увидела, как работают настоящие мастера.
— А раньше много ездили?
— До того, как я начала заниматься аэродизайном, я практически не выезжала за пределы Темиртау. Один раз съездила в Горьковскую область на поезде и все. Я никогда раньше не летала на самолетах, ни разу не была в Москве. А тут – взяла билет, полетела в неизвестном направлении, проехала Москву на метро – и нормально. Сама себе удивляюсь. Помню, на один семинар отправилась наобум. Сейчас думаю: это до какой степени нужно быть “без головы”, или так хотеть научиться, чтобы поехать в неизвестность? Но мне везет: если нужно куда-то лететь, на билеты — акция или скидка. И по жизни везет, потому что на пути попадаются отзывчивые люди. И муж мне очень помогает.
— Вы сказали про специальные шары. А обычные для аэродизайна не подходят?
— То, что продается в обычных магазинах, не годится, потому что эти шары грубые, непрочные, очень быстро лопаются и вредны для здоровья. Давать их детям, чтобы они надували, категорически нельзя, потому что при производстве используются химические вещества. Поэтому с китайскими шарами я работаю только в исключительных случаях.
— Шары каких стран-производителей используете?
— Колумбия, США, Бельгия, Италия. Их я заказываю через интернет и покупаю на семинарах. В последнее время появилась турецкая фирма, которая производит неплохие шары. По стоимости они дешевле колумбийских и американских. Но американские – лучшие по качеству. Самый маленький шар такой фирмы стоит около 30 тенге. Их делают из натурального латекса.
— Как Вы надуваете шары?
— У меня есть специальные насосы, потому что шариков для изготовления одной фигуры нужно много, и ртом столько не надуешь. Еще у меня есть калибратор – я его выиграла на конкурсе в Казани. Он нужен для того, чтобы шары были одинакового размера, потому что наши глаза замечают даже малейшие расхождения, и фигура из таких шаров не будет смотреться.
— Что вообще можно сделать из шариков?
— Практически все, что захочешь, были бы знания, фантазия и мастерство. Из шариков не только делают всевозможные фигуры, но и плетут красивые платья, в основном, для фестивалей, дефиле, карнавалов или для фотографий в портфолио. Красивые букеты получаются из “ненадутиков” – так называют не надутые шары. Вообще, в аэродизайне есть разные разделы, и все они развиваются, можно учиться и совершенствоваться. Что я и делаю.
— Сколько времени в среднем уходит на создание одной работы?
— Все зависит от ее сложности. Бывают работы, которые делают несколько дней, потому что много мелких деталей, и нужно все рассчитать, подобрать по цвету, фактуре. Я стараюсь делать фигуры так, чтобы они нравились людям. Совсем не пользуюсь клеем, иначе получится что попало. Фигуры держатся на специальных завязках, шары взаимодействуют только с шарами.
— Что Вам дает аэродизайн?
— Я занимаюсь им для своего удовольствия. Скручу что-нибудь из шариков – и радуюсь. Шары улучшают настроение и успокаивают нервы. В нашей жизни столько проблем, что нужно от них отвлекаться. Работы часто дарю друзьям и знакомым. В основном такие вещи идут на свадьбы, крестины, ими украшают помещения на время детских мероприятий. Несколько раз я делала работы для детсадов и мини-центров. А бывает так, что баллон нужно поменять, а в нем еще остался гелий. Тогда я надуваю шары, выношу их на улицу и раздаю детям.
— Какую свою работу Вы можете назвать самой необычной?
— Один молодой человек поссорился с девушкой, и в качестве примирения попросил сделать из шариков фигуру мужчины, стоящего на коленях с сердцем в руках. Еще цепь у него на шее была. Эту фигуру мы поставили у входной двери квартиры, где живет девушка. С нею молодой человек помирился. Делала семью из шариков – папу, маму и дочку. А в Краснодаре, в торговом комплексе, мы с другими аэродизайнерами из шариков строили дом Деда Мороза гигантских размеров.
— У Вас есть какой-то секрет успеха, то, что помогает Вам в таком интересном занятии?
— Для того чтобы заниматься аэродизайном, нужно любить шары. Не бояться, когда они лопаются. Я шары чувствую, могу различить на ощупь, какой они фирмы. Они все разные по цвету, по фактуре, по размеру. Как живые. Самое интересное, что шары чувствуют человека, для которого делаешь работу. Если человек легкий, удачливый – ни один шарик не лопнет, и работа делается быстро. А бывает, что и настроение хорошее, и шары замечательного качества, но лопаются, и приходится все переделывать. Об этом говорю не только я, но и все мои коллеги-аэродизайнеры.
— Вы хотели бы еще чему-то научиться?
— В Казани я была на семинаре у всемирно известного аэродизайнера Альберто Фальконе. Он – волшебник. У него все так легко, ровно и красиво получается, что просто диву даешься. В аэродизайне главное – правильно сочетать цвета, а у меня с этим проблема. Не хватает художественного образования. Поэтому я хочу сказать всем, кто сейчас оканчивает школу: если у вас есть какой-то задаток, нужно его обязательно развивать. Ходить в художественную школу, заниматься самообразованием, потому что в будущем это понадобится, и настолько сильно, что от этого будет зависеть образ вашей жизни. А в жизни всегда нужно заниматься только любимым делом.
Кира Щербакова