Цех подготовки производства был создан в результате объединения складов ОМТС и УКСа в марте 1977 года. В то время в цехе работало 380 человек. В настоящее время после всех оптимизаций, естественной убыли, СДУ и т.д. вместе с Шахтинской базой, недавно вошедшей в состав цеха, в штате цеха остается 344 человека. Участки цеха: складского хозяйства, УКС и комплектации, огнеупоров, ОСО, автоколонна, Шахтинская база снабжения УД. На балансе цеха находится 91 здание. Здания ЦПП разбросаны по всему комбинату, что касается стального департамента, то участки разбросаны вокруг и внутри комбината: склад огнеупоров на одном конце комбината, склады ОСО возле ТЭЦ-2, УКСа за каналом, ОМТС – на основной территории цеха. Внутри комбината находятся склады подшипников, ферросплавов, цинка, масел, отдельно стоящее здание – склад ГСМ. На Шахтинской базе имеется большая нефтебаза, два склада леса и основная база, на которой находятся склады. Буквально 2-3 месяца назад к ЦПП присоединили склад спецодежды, теперь это склад одежды ЦПП.
Для нормального функционирования такого огромного организма, как металлургический комбинат, необходимо обеспечить его массой всевозможных грузов. Эту труднейшую миссию выполняет на комбинате ЦПП. Не умолкая, звенит телефон начальника цеха, к нему сходятся многие направления, по которым происходит снабжение. Недюжинной энергией, памятью, знаниями надо обладать, чтобы руководить таким огромным хозяйством. Коллективу ЦПП и его начальнику – Андрею Игоревичу Чиянову это удаётся. Сегодня он рассказывает о своём цехе, его проблемах и достижениях.
Основное назначение цеха подготовки производства – доставка и получение грузов, хранение и выдача грузов в цеха комбината или подрядчикам для выполнения работ. Кроме сырья, через цех проходят все материалы: от гвоздей и стиральных резинок до импортного проката и оборудования. Поставщики – ближнее и дальнее зарубежье. С вводом в строй ОНРС, а также линии покраски ЦГЦА значительно возросло разнообразие материалов, получаемых ЦПП. Для технологии ОНРС дополнительно приходит много огнеупоров разных марок и технологических материалов.
В цехе имеется автоколонна, которая занимается междугородними перевозками из стран Таможенного Союза: Казахстан, Россия, Беларусь. На сегодняшний день это до 50 рейсов в месяц, очень большие объёмы перевозок. Значительно увеличился объём грузов с дальнего зарубежья – Китай, Индия.
Если раньше были вагонные поставки какого-либо материала, который мог полгода находиться на складе, и выбирался постепенно, то сейчас, чтобы не хранить остатки материала на складах, его привозят в малых количествах, сразу передают в цех. Стараются работать «с колёс», чтобы не хранить остатки на складах, в связи с этим на автоколонну ложится очень большая нагрузка. Этим же автотранспортом грузы доставляются в цеха комбината на предприятия угольного департамента, ТОО «Оркен».
24 сентября в цехе с проверкой побывали г.Ла Фарж – генеральный директор предприятий «АМ» стран Африки и СНГ и г.Чук — управляющий по закупкам «АМ». Они отметили, как положительный момент, наличие у цеха автоколонны, которая может мобильно доставлять грузы. Сторонние перевозчики не могут работать так оперативно, и стоимость перевозок у них выше, поэтому на транспортировке грузов получается значительная экономия.
В работе находится большое количество разнообразной погрузочно-разгрузочной техники – электропогрузчики, автопогрузчики, 50 единиц грузоподъёмных механизмов — мостовые и козловые краны. Вся эта техника нуждается в содержании и обслуживании, а в штате цеха всего один слесарь, поэтому приходится привлекать на эти работы подрядчиков, часть заказов размещать в УГМ. В настоящее время ужесточились санкции за простой парка МПС.
– Прежде мы могли вагоны разгружать в выходные дни, у нас были созданы бригады для этих целей, они работали по 12 часов: 2 дня одна бригада, 2 дня другая. Но в связи с оптимизацией мы уже не можем держать такое количество людей, приходится работать на 5-дневке. Поэтому с выгрузкой вагонов цех испытывает определённые сложности. Вагонов получаем очень много, около 300 в месяц на различные участки цеха. Грузы самые разнообразные – и цистерны, и топливо, и крупнотоннажные морские контейнеры. А это такие работы, как выгрузка, перегрузка, перевозка, – сетует А.И.Чиянов.
Ведущая специальность в цехе — грузчик-стропальщик, кладовщик, а также- машинист крана, водитель. В цехе сложные козловые краны работают на открытом воздухе, у машинистов кранов – 6 разряд, водители практически все имеют первый класс, они все – дальнобойщики с большим опытом работы в сложных климатических условиях. Например, если машина ломается зимой где-то далеко в степи, надо уметь правильно или отремонтировать, или принять какое-то другое решение по выходу из этой ситуации.
Зарплата у работников цеха определяется по низкой категории, нет горячей сетки. Тот, кто работает по сменам, имеет доплаты за ночные часы, у них зарплата немного выше. За нарушения трудовой дисциплины иногда приходится увольнять людей из цеха. Но в связи с этим начальник цеха отмечает, что процесс приёма взамен уволенных неоправданно затягивается, несмотря на специальный пункт в колдоговоре. Эту работу можно было бы усилить, а ее иногда специально притормаживают. Увольнение пьяниц с комбината – это и другим наука.
Что касается санитарно-бытовых условий в цехе, то на будущий год планируется ремонт душевых. Трубы уже заменили на пластиковые. Осталось сделать косметический ремонт, это работа текущая.
На лето в цехе практически на всех участках используют титаны. В больших душевых стоят самодельные титаны. Нагревается порядка 2 тонн воды. Для повышения давления воды в фирме «Эргономика» закуплены автоматические накопительные станции подкачки, которые накапливают воду. Проблем с водой нет. Выполняется ремонт кровли одного из складов, планируется отремонтировать его полностью. На эти цели правление выделило 50 тыс. долларов. На многих складах кровли уже поменяли, они выполняются из оцинкованного металла, чтобы обеспечить долговечность.
Содержание зданий и техники – самые расходные статьи: одних лампочек сколько нужно на все здания ЦПП, а ремонты отопления, кровли, остекление?! У цеха огромное хозяйство, добавилась Шахтинская база. Всё старое и нуждается в ремонте. Стоит отметить тот факт, что охрана Шахтинской базы налажена лучше, чем в ЦПП. Там нет таких больших открытых площадей, которые используются под складирование.
На складах ЦПП частенько случаются хищения, вопрос сохранности – это проблемный вопрос. В связи с этим составлены сметы на установку видеонаблюдения на складах. Цех заинтересован в скорейшем решении этого вопроса, что позволит усилить охранные функции. В ЦПП помимо зданий и сооружений, есть ещё открытые склады — площадки под козловыми кранами, на которых складируются все негабаритные грузы. Возникают вопросы и претензии к поставщикам и перевозчикам, как по упаковке, так и по качеству материалов. В цехе работает претензионист, который решает вопросы, связанные с нарушениями по упаковке или транспортировке грузов. Много вопросов возникает по растоможиванию грузов. В ЦПП три склада имеют лицензию и статус таможенных, непосредственно на этих складах выполняется растоможивание груза, после чего он доставляется по назначению.
Цех плотно взаимодействует с железнодорожными станциями комбината: «Прокатной», «Входной», «Ремонтной», «Копровой», «Углерудной». Для разгрузки вагонов на складах имеются специальные железнодорожные тупики. Грузы для «АМ» доставляются и самолётами, получение и растоможивание грузов в этом случае осуществляется в аэропортах Караганды, Астаны, Алматы. В прошлом году международная компания «IRCA» проверяла цех на соответствие требованиям по технике безопасности, цех прошёл аттестацию, в этом году предстоит её подтвердить.
Начальник цеха отметил, что его обращения к правлению по вопросам новой техники, находят понимание и поддержку. Например, в текущем году получили пять новых автомобилей Камаз, два погрузчика, автокран. Цех старается обходиться в работе собственной техникой, в автоцех обращаются только за специальной техникой, например, за автовышкой. В целом с техникой последнее время наметилось улучшение. С инженерами по закупкам проводится определённая работа, чтобы материалы на комбинат приходили на палетах, на поддонах, для того, чтоб можно было организовать механизированную выгрузку, исключить ручной труд полностью. Андрей Игоревич поясняет:
– Механизация выгрузки необходима, чтобы люди мешки на плечах не таскали, тем более что в ЦПП большинство грузчиков – женщины, грузчики- мужчины только на металле, где особенно сложно работать. На карах, на маленьких кранах, на электропогрузчиках – везде работают женщины. Объясняется это, конечно, низкой заработной платой.
А.И. Чиянов высказал главное пожеланиие своим сотрудникам: обдуманно и ответственно подавать заявления по СДУ, всемерно заботиться о своём здоровье и продолжать работать.
Г.Кабанова