Заместитель председателя Совета работодателей подрядных организаций Городского профсоюза,руководитель предприятия «Практика Т» Юрий ИВАШИН стал участником Международного горно-металлургического конгресса «Astana Mining & Metallurgy» в Астане. Своим мнением по поводу выступления гендиректора АО «АМТ» Парамжита Калона на пленарном заседании конгресса Юрий Алексеевич поделился с «Магниткой плюс». |
— Все подрядные организации занимаются подготовкой специалистов, в большей или меньшей степени, но это обязательно происходит. Но те молодые кадры, которых мы обучаем, и которые получают производственную практику в цехах комбината, уезжают в другие регионы Казахстана, ближнее и дальнее зарубежье. И это не касается пенсионного возраста! Это касается заработной платы, — говорит Юрий Ивашин. — Мы не можем конкурировать по зарплате с нефтяниками, предприятиями России и теми крупными стройками, которые сейчас ведут в других странах и на территории нашей страны, в частности, большой отток подрядных организаций идет в Жайрем, где строится химкомбинат. Темиртауские ребята работают в Павлодаре, Степногорске, Семипалатинске, Атырай, Караганде, Астане, в том числе, на ЭКСПО, на строительстве нового моста в Крым и в Мончегорске. И никто не жалуется на то, что это специалисты низкой квалификации.
По словам Юрия Ивашина, сейчас руководство комбината поменяло тактику работы с подрядчиками, в том числе, теми, кто работает очень давно.
— На комбинате всегда была специализация, то есть, определенная фирма была закреплена на конкретных участках и видах работ. В подрядках готовили людей, они приходили и очень быстро выполняли ту или иную работу, — продолжает Юрий Алексеевич. — Сейчас подрядчиков постоянно перемешивают по цехам. Нет специализации по видам работ. Это сказывается на квалификации людей. Из нас хотят сделать универсалов, но в то же время руководство комбината жалуется, что подрядчики у них плохие.
Юрий Ивашин привел пример: работа его фирмы, связанная с балансировкой и ремонтом насосов, требует, чтобы работники «Практики Т» проходили специальное обучение в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Москве. Организация закупает и определенное оборудование, соответствующее виду работ.
Юрий Ивашин добавляет, что приезжие фирмы руководство комбината ценит высоко, а, к примеру, предложения темиртауских подрядчиков о применении новых технологий, даже не рассматривает.
— Я иногда присутствую на презентациях западных фирм, и часто ухожу в растерянности – мы давно делаем то, что предлагают как передовой опыт. Но когда я прихожу на комбинат и предлагаю такой-либо технологический процесс, реакции – ноль. На комбинат приезжают российские фирмы, заключают договор, а потом руками наших же людей выполняют определенные виды работ. Причем, иностранным фирмам на комбинате готовы платить гораздо больше, чем нам. Когда мы приходим и говорим, что в состоянии сделать ту же самую работу, на нас не обращают внимания.
«Особое» отношение к темиртауским подрядчикам «сквозит» во всем, уверяет Юрий Ивашин.
— Государство требует, чтобы мы заплатили людям зарплату до 10 числа каждого месяца. А когда комбинат платит деньги нам? Я отработал май, подписал форму, она ушла в отдел капремонтов или отдел капитального строительства, но проводить ее начнут только в конце июня. А в июле начнут платить. То есть, я должен иметь, как минимум, двухмесячный оборотный фонд, чтобы давать зарплату вовремя. Отдельный разговор — как оплачивают аварийные работы. Нас вызывают, просят срочно приступить к работе с последующим оформлением заказа, мы «выдвигаемся», делаем все, что нужно, часто невзирая на погодные условия и условия самой работы, а потом месяцами не можем закрыть акт выполненных работ и забрать деньги.
— Другая проблема — очень низкая выработка и, соответственно, низкая зарплата. Поэтому наши ребята едут туда, где больше платят. Один из моих сварщиков уехал в Санкт-Петербург, тем работа его уровня оплачивается в 60-70 тысяч рублей, у нас немного ниже. Много ребят уехало в Новосибирск, Екатеринбург, Томск. Был дефектоскопист, он аттестовался на новый вид контроля — фазированными решетками, уехал в Атырау, и сейчас работает в итальянской компании.
Работу подрядчиков осложняет и некорректная работа пропускной системы на комбинате.
— Каждая такая капля только добавляет недовольства, — говорит руководитель. — В руководстве комбината должны понимать, что может произойти такой момент, когда подрядчики откажутся работать и уйдут. И это уже происходит, уезжают специалисты и уходят фирмы с территории “АМТ”. И в определенный момент Темиртау превратится в город вахтовиков.
Ситуацию прокомментировала председатель Городского профсоюза Наталья ПОПОВА:
— Мы работаем с администрацией «АМТ» на протяжении многих лет, 70% подрядчиков «Арселора» это члены городского профсоюза. В свое время профсоюз заключил с АО «АМТ» меморандум, согласно которому определялась политика трудовых отношений с подрядчиками. Ежегодно проводились круглые столы с подрядными организациями и профсоюзом, куда выносили проблемные вопросы. При распределении работ на текущем ремонте приоритет отдавался специализированным фирмам, которые были закреплены по цехам.
Стоимость работ на комбинате сильно занижена. И, в первую очередь, по отношению к тем нормативным актам, которые рекомендованы правительством РК. Это не может не сказаться на качестве работ, которые выполняют подрядчики, потому что между стоимостью работ и квалификацией есть прямая зависимость. В 2014 году мы встречались по этому вопросу с руководством комбината, и тогда выработку по каждому виду работ подняли на 7 — 20%.
В последние годы система своевременных расчетов по контрактам с подрядчиками была нарушена. Раньше проплаты шли вовремя, и это был один из главных козырей комбината, из-за которого подрядчики держались за работу, была стабильность, что немаловажно для каждого казахстанца. В сметах стоимости работ был коэффициент за вредные условия труда (1,25), но сейчас комбинат убрал даже эти небольшие надбавки. Но подрядчики всегда трудились в самых горячих точках и выполняли работы там, куда вообще невозможно залезть. Было много случаев, когда именно благодаря подрядчикам мы оставались зимой с теплом, а они с обморожениями попадали в больницу.
В январе этого года мы обратились к Парамжиту Калону с предложением собрать совещание и обсудить проблемы подрядных организаций. Тот же вопрос предлагали обсудить исполнительному директору Вадиму Басину. Мы просили повысить уровень минимальной выработки, прилагая свои расчеты, и учесть хотя бы то, что зарплату необходимо индексировать на процент инфляции. Но совещание должным образом так и не провели.
Нельзя сказать, что комбинат не работает с подрядчиками, но это индивидуальная работа, когда руководителей приглашают по отдельности на приватный разговор. Что касается политики компании в отношении специализации подрядных организаций, сегодня комбинату выгодно, чтобы у каждой фирмы была замена. Срабатывает такой момент, когда заказ получает тот, кто сделает дешевле. Но зачастую эту работу приходится переделывать нашим подрядчикам, и в итоге страдает и качество ремонтов, и производство.
Сегодня выработку частично довели до 110 тысяч тенге, но не для всех видов работ и организаций. А за неквалифицированный труд комбинат по-прежнему платит подрядной организации по минимальным расценкам – 65 717 тенге на одного работника в месяц. С этих денег работодатель должен заплатить заработную плату, выдать спецодежду, снабдить работника средствами индивидуальной защиты, обучить, заплатить налоги и содержать ИТР, который будет проводить контроль. В итоге на руки человек получает около 45% от первоначальной суммы. Иными словами, оплата труда работника, занятого на очистке просыпи на аглопроизводстве или радиальных отстойников ЦГТСиГ, равна 30 тысячам тенге. Но этот труд связан с большой запыленностью, испарениями и порою работой по пояс в воде. Вот и приходится работодателю изыскивать средства на доплату этому работнику из прибыли, получаемой за счет других объектов, находящихся вне комбината.
Продолжает иметь место неисполнение контрактов с подрядчиками в части расчетов за выполненные объемы работ, что негативно влияет на климат в трудовых коллективах. Профсоюзу вместе с руководителями приходится сдерживать обстановку, вести разъяснительную работу. Кроме этого, работодателям приходится отвечать по закону за несвоевременную оплату труда. На протяжении этого года задерживают оплату аутстафферам, и руководителя неоднократно привлекали к административной ответственности. Хотя причиной является несвоевременная проплата со стороны “АМТ”. Аналогичная ситуация складывается и на других предприятиях, осуществляющих деятельность в цехах комбината. Зачастую людям бывает не на что доехать на работу и не на что купить продукты. В свою очередь, руководители подрядных организаций терпят убытки, берут кредиты в банках, оплачивают штрафы за несвоевременную оплату труда. Это и есть одна из основных причин, по которой из цехов комбината уходят квалифицированные кадры подрядчиков. Не далек тот день, когда на текущем ремонте некому будет работать.
Записала Наталья Прончатова