25 лет на комбинате

25 лет назад произошло разделение ЦВС  на два цеха: собственно ЦВС и новое структурное подразделение – ГТС и Г. Связано это было с разными функциями, которые стали впредь выполнять каждое из этих подразделений: работа ЦВС связана с питьевой и осветлённой водой, а ГТС и Г – с загрязнённой водой, после её использования  в цехах комбината для очистки выбросов. Разделение произошло по приказу министра чёрной металлургии. Какие задачи решает цех в своей повседневной работе рассказывает начальник цеха ГТС и Г Евгений Владимирович Сенюк .
– В настоящее время в цехе работает 99 человек: слесари-ремонтники, машинисты насосных установок, электрики. Кроме того, в цехе существует небольшой участок механизации, который обслуживает технику: автокраны, самосвал, «Торосы». «Торосы» доставляют рабочих на отдалённые участки. Есть специальный аварийный «Торос» для слесарей-ремонтников, оборудованный газорезательной аппаратурой, саком. Сейчас этот участок гораздо меньше, чем прежде. Краны устарели, цех добивается их замены новыми. На этом участке работает 12 водителей.
Цех разделён на хвостовое хозяйство –  за территорией комбината; и шламовое хозяйство – на территории комбината. На этих участках работают слесари-ремонтники, которые ремонтируют и обслуживают оборудование, выезжают на аварии. Слесарей-ремонтников в цехе 28 человек. Машинистов насосных установок – 41.
Гидротехнические сооружения – это золошламонакопитель (ЗШН), хвостохранилище №3, насосные станции, трубопроводы, каналы, пруд-охладитель. От КХП до хвостохранилища сейчас 4 трубопровода порядка 8 км каждый. И с хвостохранилища до КХП ещё два трубопровода по 8 км, а от ЗШН  до границы с комбинатом 9-10 км. Кроме того, ещё многокилометровые трубопроводы по территории комбината.
На газоочистках конвертерного цеха, доменного цеха и КХП происходит очистка отходящих газов с помощью воды. Загрязнения оседают вместе с водой, образуют шлам, который по шламопроводам и пульпопроводам направляется на хвостохранилище №3 и золошламонакопитель. Хвостохранилище №3 – это часть ландшафта, с одной стороны ограниченная сопками, а с других – насыпными дамбами, высота дамб в некоторых местах достигает 15 м, т.е. это — большая ёмкость, в которую чередой насосных станций транспортируется шлам. Проходя через хвостохранилище, взвеси, грязь, шлам, зола медленно оседают, вода отстаивается и «осветляется», после чего со второго и третьего водовыпусков направляется по трубопроводам осветлённой воды опять же с помощью насосных станций для следующего примения в цеха комбината. Хвостохранилище работает с 1993 года, а ЗШН – с 1960 года, его общая площадь – 540 гектаров, длина по протяжённости – 9 км, ширина – 1,5-2 км.
Цех ГТС и Г практически собирает весь шлам с комбината и направляет на очистку и складирование шлама, которые происходят на хвостохранилище №3 и ЗШН. Склады эти очень опасные, они под надзором ЧС, нашего темиртауского и областного, каждый год проходят проверки состояния гидротехнических сооружений.
– На всех гидротехнических сооружениях существует запас прочности, планы ликвидации аварий, по всему периметру существуют скважины, по которым мы наблюдаем, как ведут себя грунтовые воды. Постоянно ведётся наблюдение за ЗШН. Всё записывается, отслеживается, анализируется. В настоящее время у нас работает институт из С-Петербурга, который имеет патент на проведение работ по укреплению и наращиванию дамб, на которых были аварийные ситуации. Наша работа сводится к обслуживанию и наблюдению, – рассказывает Е.В. Сенюк.
На КХП последнее время заговорили о своём замкнутом оборотном цикле, когда не будет никаких отходов производства, но до осуществления этого проекта пока далеко. Новая технология требует уточнений, переделок, времени. Цех ГТС и Г приступил к реализации плана работы хвостохранилища в зимних условиях, его ёмкостей осталось совсем мало, поэтому часть шлама будет сбрасываться в ЗШН. Пруд-охладитель сделали для того, чтобы вода с комбината, даже если произошла авария, поступала только в нго, а не в Самаркандское водохранилище. Третья береговая насосная станция забирает воду для комбината из пруда-охладителя. Практически у Самаркандского водохранилища контакта с прудом-охладителем нет.
Проблемой цеха в настоящее время, как и во многих других цехах, является катастрофическая нехватка и старение персонала. Особенно это касается машинистов насосных установок. В этом году 8 человек ушли по СДУ, 5 человек ушли в декретный отпуск, в основном это – машинисты. Создалось критическое положение, цех обратился с просьбой к правлению, разрешить приём машинистов. Насосных станций в цехе – 8, и такие, что их нельзя оставить без машиниста: они расположены далеко от комбината (НОЦ-2, например, на расстоянии 15 км от комбината). Работа газоочисток, с которыми завязана работа насосных станций, это частые остановки и запуски оборудования, что делает обязательным присутствие машиниста на насосной станции. Автоматизировать процесс на насосных станциях в силу ряда причин проблематично и пока нереально. Е.В. Сенюк говорит по этому поводу следующее:
– Тяжело справляться с таким большим объёмом воды, который мы перекачиваем, да ещё в условиях нехватки людей. Машинисты насосных установок – это женщины, зарплата у них низкая и по этой причине мужчины на эту работу не соглашаются. Крутить вручную задвижки диаметром 300-400 мм совсем непросто, работа эта не из лёгких. Сейчас пришло время, когда часть женщин уходит и на их место надо бы принять новых, но не принимают. А средний возраст женщин, кроме тех, что в декрет ушли, около 50 лет. Женщинам к 50 годам уже тяжеловато работать машинистами насосных установок, нагрузки на них сейчас очень большие:  они  и размывают зумпфы, взбаламучивают воду, чтоб отослать её на ЗШН,  и полы моют, белят, и уборают — практически всё, что делается на насосных станциях, выполняют машинисты-женщины. В преддверии юбилея хочу  пожелать, чтоб они несмоттря на сложности оставались женщинами, матерями, жёнами, бабушками, а потом уже электриками, машинистами и т.д. Здоровья им, их детям и внукам.
Хорошо отлаженный в советское время механизм подготовки рабочих кадров для комбината в профессиональных училищах, в настоящее время не работает, а это было большим подспорьем. Они готовили специалистов разных рабочих профессий: электрики, сварщики, машинисты кранов, машинисты насосных станций. В цехе стажировались молодые ребята, если кто-нибудь подходил цеху, его оставляли работать. Это были люди, подготовленные на своих производственных площадках. Длительное время на комбинат не брали молодёжь, требования были необоснованные – разряд чуть ли не шестой. Если человек не имеет работы, то где он получит высокий разряд? Сейчас приходят ребята после института, грамотные, но они учились для того, чтобы работать ИТР, а не рабочими. Отсутствие на комбинате молодых рабочих кадров — это большая проблема.
Цех занимается подготовкой к зиме: ремонтами помещений, отоплением, пульпопроводами, шламопроводами,  водоводами осветлённой воды. К 1 октября  должны практически закончить подготовку, система отопления будет выполнена на 100%. Но работы на шламопроводах будут продолжаться. В течение последних двух лет происходит постепенная замена старых насосов новыми.
Проблемы с водой, конечно,  существуют: когда случаются аварии, вода уходит в грунт, идёт по нагорным каналам, потери при этом невозместимые. Поэтому приходится  брать свежую воду с Самаркандского водохранилища, добавлять её в производство. Избежать потерь позволит замена трубопроводов, ежегодно часть трубопроводов обновляется. В этом году меняется трубопровод от ЗШН, запланировано заменить 3км труб (три ветки по 1км). Выделены средства, решаются сразу две проблемы: и экологическая, и непосредственно производственная. Подаём больше воды, меньше происходит аварий. Когда будут запущены три новые ветки, работать станет легче. И на следующий год, это будет уже второй этап, планируется  заменить две ветки по 1,5км. В общей сложности от насосной оборотной воды до КХП будут новые водоводы осветлённой воды.
Вокруг комбината существует система нагорных каналов, которые обслуживает, чистит также цех ГТС и Г. Через них весной пропускаются паводковые воды. В юго-восточный нагорный канал сбрасываются воды, которые поступают после охлаждения агрегатов на ТЭЦ-2, в автоцехе, ТЭЦ-ПВС,  эта вода не входит в производственный контакт, она относительно чистая: охладила —  и ушла в пруд-охладитель.
Какие перспективы ожидают цех? Идёт реструктуризация, когда-то из одного цеха сделали два, сейчас появились планы их объединения, возвращения к прошлому. Бывший главный энергетик В.Б. Басин и настоящий —  С.Г.Утпаев противятся этому, потому что понимают, что это было разделение для чёткого выполнения производственных задач.
Проблемы, которые цех должен будет решить в ближайшее время, требуют продуманных решений, помощи со стороны правления для решения кадрового вопроса, дальнейшей модернизации оборудования. Это станет залогом будущей успешной и плодотворной работы.
Е.В. Сенюк отмечает хорошую работу всего коллектива цеха, ему с трудом удалось  выделить  лучших: З.А. Селюкову – начальника смены, В.П. Стёжка – начальника производственного участка, Л. Лысову – электрика и председателя цехкома, И.А. Фаттахову – начальника смены, возглавляет лучшую бригаду в цехе, Е.Н. Морозова – начальника хвостового хозяйства, И.А. Суяшову – машиниста насосных установок, В.К. Носачёва – бригадира электриков, Н.И. Захарова – бригадира слесарей водопроводных сетей хвостового хозяйства, Т.И. Лутохину – машиниста насосных установок, А.В. Калак – машиниста насосных установок, Н.С. Зладенную – машиниста насосных установок, С.П. Кривоносова – слесаря-ремонтник, А.В. Бажутина – водителя, Д.М. Усенко – мастера по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Несмотря на трудности, коллектив цеха во главе с начальником цеха с оптимизмом смотрит в будущее.
Г.Кабанова

Добавить комментарий