с учетом нашей экологии и
специфики работы на комбинате»
С помощью комбината в дачном обществе «Черемушки» строят насыпь, которая должна отделить Нуру от водохранилища. Это необходимо, чтобы не снижался уровень воды в реке – из нее насосами качают воду для полива дачных участков. Перемычку, которую пытаются восстановить, размыло паводковыми водами. И это не единственный вред, который нанесла большая вода. |
Шлак возят к реке самосвалами. 12 мая мы сфотографировали часть насыпи, которую сделали за два дня – это всего 10 метров. С тем количеством автотехники, которая есть сейчас, понадобится еще, как минимум, две недели, чтобы засыпать всю «пробоину». Но эту работу нужно завершить как можно скорее – если река обмелеет, это станет двойным ударом для дачников.
В «Черемушки» мы выехали с председателем общества Николаем Сидоренко, который незадолго до этого пришел в нашу редакцию вместе с мастером ЦВС Александром Мелиховым – дачником со стажем. По их словам, после каждого весеннего подтопления восстанавливать дачный поселок становится все труднее, это требует огромных усилий и значительных материальных затрат. После паводка 2015 года «Черемушки» «кое-как выкарабкались», несмотря на то, что под водой оказались все запасы ГСМ и техника. Вода к началу сезона ушла только с части участков, и многие дачники не успели посадить в мае все, что планировали. Тем, кто пострадал больше всех, разрешили внести 60% взносов. Все имеющиеся резервы были пущены на проведение опрессовки водовода, по которому на участки поступает поливная вода, и устранение порывов. Было трудно, ремонтные бригады работали в гидрозащитных костюмах, в грязи и воде, но водовод был сдан в срок. Подтопление тогда стало для всех неожиданностью, его сочли случайным, и поэтому в людях еще теплился энтузиазм. В этом году, после того, как талая вода размыла участки, повалила постройки и разбила асфальт на дорогах, оптимистов среди дачников осталось не так много – взносы внесли всего половина членов кооператива.
— В этом сезоне вместо тридцати миллионов мы собрали всего шестнадцать. В таких условиях без поддержки мы не выживем, — рассказал Николай Сидоренко. — Нам нужно платить за воду, свет, выдавать зарплату и восстанавливать дороги. Мы кинули клич: обратились за помощью в акимат, в цеха комбината, компанию «АлбаСтройДор». Но почти везде получили отказ. Денег мы не просили, объясняли, что будем рады любой помощи. Нам нужны машины, механизмы, материалы для ремонтов. Но нигде ничего конкретного нам не пообещали.
Та помощь, которую удалось получить, — машины со шлаком для насыпи и насосы для откачки воды с участков, которые выделил цех водоснабжения. Сейчас насосы работают весь световой день, но вода уходит очень медленно.
Общество «Черемушки» было создано в конце 70-х годов для работников комбината. Вся организационная работа проводилась под непосредственным контролем руководства предприятия: участки распределили по цехам, объявили соцсоревнование – кто быстрее всех вспашет землю, поставит заборы, построит домики. Водовод был запущен в 1976 году. К слову, с того времени замена труб не проводилась, и на сегодня они сильно изношены.
По словам Николая Сидоренко, раньше комбинат помогал «Черемушкам» «на ура», вода и электричество были бесплатными. В поддержке дачного движения был и государственный интерес – дачники способствовали выполнению продовольственной программы. В 90-е годы, когда вступили в силу новые, рыночные, отношения, люди оказались предоставлены сами себе. Взносы стали расти, как и затраты на содержание поселка.
Сейчас, говорит Николай Сидоренко, «Черемушки» существуют только за счет членских взносов. Участки не утратили своей значимости – дачники кормят свои семьи, и для многих это очень хорошее подспорье. Но с учетом нынешней ситуации дачи могут стать слишком дорогим удовольствием: взнос – 2600 тенге с сотки – это больше 20 тысяч за 8 соток в сезон, плюс траты на дорогу, покупку семян, инвентаря. На дачах работают, в основном, пенсионеры – бывшие работники комбината. Их пенсии невелики, а с учетом убытков после подтопления затраты на дачи заметно возрастают.
Сегодня в «Черемушках» 1800 дворов, около 1600 из них имеют владельцев. Пустующие участки с домиками правление готово отдать комбинату в обмен на помощь. В резерве – еще 500 пустырей без построек.
— Участки могут взять все желающие, восстановить их, освоить. Мы выпишем им членские книжки, и год-два не будем брать никакой платы, пока не встанут на ноги, — объясняет председатель общества. – Возможно, нашим предложением заинтересуется и профсоюз «Жактау». Мы готовы к сотрудничеству. Надо поддержать дачные общества, темиртаусцам они просто необходимы, с учетом нашей экологии и специфики работы на комбинате.
Дачники, которые зашли на участки раньше остальных, понемногу наводят порядок в своих хозяйствах. Константину Потаповичу 77 лет, он бывший работник комбината, разливщик стали, сейчас пенсионер. После подтопления упавшую пристройку к домику мужчина поднимал вместе с напарником. Приводил в порядок огород – убирал кучи песка, который принесла вода, засыпал промоины и ямы, «спасал» клубнику. |
Чтобы поселок был зеленым и чистым, подача поливной воды должна быть бесперебойной. Поэтому основная часть сборов идет на покупку воды и содержание водовода. Поставщик воды обязал правление установить счетчик (затраты оказались близки к миллиону тенге) и защитную сетку заводского изготовления — своего рода фильтр, препятствующий захвату рыбы (вместе с водой).
По мнению Александра Мелихова и Николая Сидоренко, плата за воду взиматься не должна. — Мы берем воду насосами, поливаем землю, и эта же вода грунтовыми водами возвращается обратно в водоем. Мы не заливаем ее в цистерны, не продаем, не получаем прибыль. За что платить? Кроме этого, дамбы на реке отданы в частные руки, и, значит, частник должен следить за прохождением воды, но на деле этого нет, — говорит Александр Мелихов. |
Протяженность водовода в «Черемушках» — 68 км. Каждый год, с 1 мая, проводится опрессовка, определяются слабые участки, которые нужно восстанавливать. На ремонты водовода выходят три бригады. Как правило, выявленные порывы устраняют за 3 – 4 дня. Воду в «Черемушках» подают к 6 – 9 мая, когда дачники сажают картофель. В обществе есть свой парк автотехники – бульдозер, тракторы, которыми к трассе доставляют сварочные агрегаты. Ремонт техники проводят своими силами.
Плата за электроэнергию для дачного кооператива – 13 тенге за КВт/час. В среднем за сезон «набегает» по 12 млн тенге. Это с учетом того, что общество содержит сети самостоятельно. В «Черемушках» есть электрики. Они проходят специальное обучение для получения права на отключение и подключение высоковольтной линии. Это — обязательное условие для заключения договоров на покупку электроэнергии.
Еще одна значительная часть расходов – налоговые платежи. С «Черемушек» их взимают как с производственного кооператива. С этим в правлении тоже не согласны, поскольку ничего, что приносит реальную прибыль, они не производят. Правление обратилось в филиал партии «Нур Отан» на АО «АМТ» и попросило посодействовать в рассмотрении вопроса о перерегистрации кооператива — с тем, чтобы налоговые платежи были уменьшены.
В письме к акиму города правление «Черемушек» попросило помочь с проведением ямочного ремонта на дорогах. Дачники просили разрешения и на забор песка на берегу Нуры. В ответе ОЖКХ было указано, что береговая территория возле «Черемушек» относится к Бухар-Жыраускому району, а по поводу ремонта дорог лучше обратиться в АО «АМТ». К слову, комбинат активно использует эти дороги и его техника разбивает дорожное покрытие. |
— С учетом всех затрат денег на развитие у нас не остается. Все сэкономленные средства мы вкладываем в подсыпку дорог. «Черемушки» — одно из самых стабильных обществ. Мы смогли уберечь его от развала в 90-е годы, — добавляет Николай Сидоренко. — Люди видят, что мы работаем, ни один дачник не остался бы с нами, если бы мы бездействовали. Нам хотелось, чтобы и комбинат, и город обратили на нас внимание и откликнулись на наши просьбы о помощи.
Наталья Прончатова