Ерболат Едгин – исполняющий обязанности председателя цехкома ЦПКОР. Так он называет сам себя, совмещая основную работу с профсоюзными делами. О том, насколько успешно это у него получается, о своем видении отношения к профсоюзу работников цеха и многом другом он рассказал нашим читателям. |
— Ерболат Куанышбекович, почему Вы — исполняющий обязанности, а не председатель цехкома?
— Наш цех долго собирались переводить в аутсорсинг, и мы каждый месяц ждали этого события. Каждый месяц нам продлевали договор. Последняя дата была до 15 февраля, но потом ее продлили до 15 мая. Вот такая неопределенность. Поэтому председателя до сих пор не выбрали.
— Хотите стать председателем?
— Честно говоря, мне хочется заниматься профсоюзной работой, но не хватает на нее времени. Профсоюзу нужно уделять много внимания, хотя бы один день в неделю заниматься профсоюзными делами. Того вторника, который для этого дается, у меня не существует. Я только хожу на оперативку, а потом занимаюсь основной работой. А человек, который возглавляет цехком, должен иметь больше свободного времени и более подробно во все вникать, а не так, как я.
— Если Ваш цех оставят в составе комбината, будете выдвигать свою кандидатуру на должность председателя?
— Нет, скорее всего, не буду. Нужно искать более толкового человека, который сможет больше заниматься профсоюзными вопросами. Скорее всего, выберем кого-то из профактива.
— Как Вы попали в цехком?
— Раньше должность у меня была попроще, в техотделе. А бывший председатель Сергей Михайлович Арбуз был механиком, и ему приходилось бегать по участкам. Должность у него была не профсоюзная. И Сергей Михайлович часто обращался ко мне за помощью, чтобы люди могли спокойно ко мне прийти как к представителю цехкома, написать заявление. Я помогал, а когда Сергей Михайлович перевелся в СПЦ, стал исполнять обязанности председателя.
— Чем, по-Вашему, профсоюз сегодня может привлечь молодых работников, и каково отношение к профсоюзу в целом?
— Есть немало людей, у которых мнение о профсоюзе негативное: профсоюз никогда не помогает и все в таком духе. Но когда человек получает какую-то помощь от профсоюза, его мнение меняется. В нашем цехе разный контингент: есть как «взрослые» работники, так и помоложе. Последние часто получают помощь при рождении ребенка. Конечно, это всем нравится. Еще людям нравится получать подарки для детей на Новый год. И, конечно, путевки. Это хорошая возможность оторваться от комбината, от серых будней, куда-то выехать и отдохнуть. Часто люди просят путевки в дальнее зарубежье. Привыкли, что при Советском Союзе путевки давали не только по Казахстану. Страна тогда была огромная, и можно было ехать в любом направлении, хоть на юг, хоть на север. Сейчас даже путевки в санаторий-профилакторий не каждый может себе позволить, хотя профсоюз оплачивает большую часть их стоимости.
— В вашем цехе есть те, кто не состоит в профсоюзе?
— У меня весь коллектив состоит в профсоюзе «Жактау». Просто есть такие моменты, когда человек приходит и говорит: «Вот я 15 лет работаю на комбинате, каждый месяц отчисления делаю, а мне никогда не помогали…». А кто не давал человеку пойти в цехком и попросить помощи? Если она действительно нужна, профсоюз не откажет. В свое время я помогал двум работникам оформлять беспроцентную ссуду на обучение детей, и это делается без проблем. Так что все зависит от самого человека: если он хочет получить помощь от профсоюза, он придет. А если он в профсоюз не ходит, у него может сложиться негативное мнение о нем. Получил человек путевку – профсоюз хороший, не досталась путевка – появился негатив. Но обычно такое в лицо не высказывают.
— На что чаще всего работники Вашего цеха берут материальную помощь?
— Чаще на лечение. Цех у нас не теплый, люди болеют, ходят на больничные. Кто-то делает дорогостоящие операции – кроме помощи от профсоюза им оформляют помощь из фонда начальника цеха.
— Если в цехе возникают какие-то проблемы, к Вам обращаются как к председателю цехкома?
— Сейчас я состою в администрации цеха: я начальник группы по контролю отгрузочного реквизита и по совместительству заместитель начальника цеха. И при всем этом еще председатель цехкома. Когда ко мне обращаются работники, со стороны профсоюза я должен “напрячь” администрацию. Вот и выходит, что я “напрягаю” сам себя, сам с собой пытаюсь решить проблемы.
— Вы – сын Куанышбека Еламановича Едгина, которого хорошо знали в городе. Расскажите немного о своем отце…
— Когда он работал, тоже состоял в профсоюзе. Под его руководством строился и бассейн, и стадион. Возродить в городе детские дворовые клубы было его личной инициативой. Он делал это не для себя, а для всех. Это Советский Союз так закалял людей. Работа по возрождению дворовых клубов отцу давалась непросто. Нужно было искать помещения, разговаривать с председателями КСК. Отец постоянно ходил к акимам и предпринимателям. Его никакая дверь не могла остановить, потому что знал — просит не для себя, а для детей. Ему мало кто отказывал. Дело отца до сих пор живет, и это очень хороший показатель. Первый дворовый клуб открылся у нас во дворе. Тогда он назывался «Актив», потом его переименовали в честь отца. Клуб и сейчас работает, туда постоянно ходят дети. Отец больше отдавал себя обществу, чем семье. Он был многосторонним человеком, и всегда стремился помогать людям. Под его руководством было проведено много спортивных мероприятий.
— Это отец привил Вам активную жизненную позицию?
— Я и раньше был активным человеком. Сейчас я оглядываюсь на свое детство. Тогда я думал, что отец воспитывает меня слишком жестко. Мне не было поблажек, хотя с таким отцом можно было многое себе позволить. Но сейчас я очень рад, что у меня был такой отец, и что он воспитал меня именно так, а не иначе.
Кира Щербакова