выезжают сотрудники СПЧ-22
Накануне 23 февраля мы решили рассказать о представителе так называемой мужской профессии, чья работа связана с опасной стихией огня. О своих трудовых буднях рассказал начальник СПЧ-22, подполковник гражданской защиты Евгений Ким. |
— Евгений Валерьевич, почему Вы выбрали профессию пожарного?
— Когда я учился в школе, в 10-ом классе, к нам приходили с агитацией сотрудники противопожарной службы. Но главное – пожарным работал мой отец, поэтому вопрос «Кем быть?» для меня не стоял. В то время многие шли учиться в Завод-ВТУЗ, и у меня тоже была такая возможность, но я уже сделал свой выбор. В 1990 году поступил в алматинское пожарно-техническое училище МВД СССР. Обучался три года, в 1993 году вернулся в Темиртау и устроился работать в ПАСЧ-11 (бывшая ВПЧ-10) начальником караула. И вот работаю до сих пор. О выборе своем не жалею. Профессия интересная, сложная, связана с риском, но зато благородная.
— Помните Ваши первые рабочие дни? С какими трудностями столкнулись?
— Теория и практика – разные вещи. То, чему нас учили в училище, и то, что происходит в повседневной жизни, отличается друг от друга. Когда я пришел в пожарную часть, мне было 20 лет, а там работали дяденьки, которым на тот момент было лет по 40-50. Конечно, трудности возникали, но я справился. Было интересно ездить на пожары, самому выступать в роли руководителя.
— Первый пожар помните?
— Да. Трудовую деятельность я начал на комбинате. Если не ошибаюсь, это был кислородный цех, горела градирня. Температура была высокая, а такого оснащения, как сейчас, у пожарных еще не имелось. Не было переносных радиостанций, и чтобы передать какую-то информацию, мы бегали в машину. Первый пожар – это интересно и сложно одновременно. Основная сложность заключалась в том, что нельзя было близко подойти к очагу возгорания из-за высокой температуры. Тем не менее, мы все успешно потушили. Так я приобрел свой первый опыт.
— Насколько тесно в настоящее время Ваша противопожарная часть сотрудничает с комбинатом в плане тушения пожаров?
— Очень тесно, потому что две части, которые занимаются тушением пожаров на комбинате, входят в темиртауский гарнизон. Мы проводим совместные занятия на сложных объектах, например, в маслоподвалах. Комбинат АО «АМТ» — опасный объект, поэтому мы часто тренируемся, изучаем расположение цехов, водоисточников – пожарных гидрантов. На любой пожар, который происходит на комбинате, выезжают сотрудники нашей части.
— Когда пожарные приезжают на вызов, какие их первые действия?
— Первым делом, обследуем помещение на наличие в нем людей, будь то квартира, производственное здание или магазин. Даже если нам сказали, что в помещении никого нет, мы все равно все обследуем, потому что информация может оказаться ложной. А дети обычно при пожаре прячутся в ванной комнате, туалете, под шкафами и кроватями.
— Были случаи, когда Вам приходилось спасать кого-то из горящего помещения: цеха, квартиры, частного дома?
— Такие случаи были, но, как правило, до прибытия пожарных люди сами эвакуируются. Спасаем, в основном, тех, кто уснул в нетрезвом состоянии, или кому пути эвакуации отрезаны дымом. У нас есть специальные приспособления, спасательные колпаки с подачей воздуха. Если человек наденет такой колпак на голову, то сможет пройти через дым в сопровождении наших сотрудников.
— Как вам удается находить людей в задымленном помещении?
— Ребята работают в аппаратах на сжатом воздухе для защиты органов зрения и дыхания. Если задымление плотное и ничего не видно, обследуем наощупь, руками, и при помощи фонарей, сантиметр за сантиметром. Кроме того, ребята все опытные, профессионалы своего дела, знают, как искать. Наши сотрудники обучены на парамедиков, они могут оказать первую медицинскую помощь до прибытия «скорой»: сделать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, наложить жгут, шину.
— А Вам приходилось приводить человека в чувство?
— Да, приходилось. Это было в 6 микрорайоне. Оказали помощь мужчине — он был без сознания, сделали искусственное дыхание. Потом «скорая» его госпитализировала.
— Как в нашем обществе относятся к пожарным?
— Со стороны жителей, простых обывателей, бывает много негатива в наш адрес. Люди говорят, что мы долго едем, что у нас нет воды. На самом деле такого нет. На любую чрезвычайную ситуацию мы приезжаем первые из всех служб. Вода у нас есть всегда. Даже если едем с пожара, то прежде чем вернуться к месту дислокации, заправляем машины водой, потому что за время пути следования снова может произойти пожар, и мы должны быть всегда готовы. Что касается задержек в дороге, то есть такой фактор, как низкая культура водителей. Нам не всегда уступают дорогу. Не всегда встречаются водители, которые понимают, что пожарную машину нужно пропускать. Может, это зависит от возраста человека, сейчас за рулем много молодежи. Человек не задумывается, что, возможно, мы едем к нему домой, или что кому-то срочно нужна помощь. Объективную оценку такому поведению дать сложно. И хотя в Кодексе административных правонарушений есть пункт, предусматривающий штраф за то, что водитель не уступил дорогу автомобилю, оснащенному специальными звуковыми и световыми сигналами, за каждым уследить невозможно.
— Во дворах бывает непросто проехать из-за легковых автомобилей. Бывает, внутридворовую дорогу перекрывают бетонными плитами, чтобы машины не ездили.
— Дворы не очень приспособлены к проезду противопожарных машин?
— По сути да. Некоторые здания расположены так, что мы не можем установить автолестницу. Где-то мешают деревья, где-то бордюры слишком близко к дому стоят, и мы не можем подъехать, и автолестница не дотягивается.
— Посоветуйте, что нужно делать, чтобы избежать пожаров?
— Детям нельзя баловаться спичками – это старое правило. В зимнее время в квартирах не всегда тепло, многие люди включают обогреватели, из-за чего идет нагрузка на электропроводку. В результате может произойти короткое замыкание, поэтому нужно быть осторожным.
— И еще вопрос: если кто-то захочет связать свою жизнь с профессией пожарного, что для этого нужно делать?
— У молодых жителей нашего города есть возможность стать пожарными. Те, кто сейчас учится в выпускных классах, кто закончил колледж, и у кого нет проблем с физической подготовкой, могут поступить в Кокшетауский технический институт Комитета по чрезвычайным ситуациям МВД РК. Профильные предметы на ЕНТ – математика и физика. Обучение очное, длится 4 года. Все это время курсантов обеспечивают обмундированием, бесплатным питанием, выдают стипендию, предоставляют место в казарме и каникулярный отпуск два раза в год – все за счет государства. В казарме живут по распорядку, весь день расписан. По окончании института специалистам присваивается звание «лейтенант гражданской защиты». Время учебы засчитывается в трудовой стаж и приравнивается к службе в армии. Но самое главное — это стопроцентное трудоустройство. Молодые специалисты по желанию могут поехать работать в другой город, но будет лучше вернуться в свой, потому что пожарные должны хорошо знать месторасположение улиц и домов. И в нашем городе пожарные нужны, наша часть готова принять специалистов на конкурсной основе. Но поступить в технический институт могут только юноши. Пожарный – это мужская профессия.
Кира Щербакова