Огласке не подлежит

Различные вопросы, связанные с больничными листами, часто поступают в профсоюз «Жактау». Работников интересует как порядок оплаты листа нетрудоспособности, так и другие важные моменты. Один из них касается конфиденциальности сведений, составляющих врачебную и личную тайны.

На одном из «круглых столов» администрацией была поднята такая проблема: невозможно узнать диагноз людей, находившихся на больничном, из-за того, что он зашифрован буквами и цифрами. Собравшимся рассказали о случае, произошедшем с одним из работников, у которого руководитель пытался выспросить, чем же тот болел. Работник сказал, что у него болела нога. Руководитель спросил, какая именно, на что работник ответил: «Доктор знает». На просьбу указать на больную ногу пальцем последовал тот же ответ. Вывод, сделанный руководителем: работник не знал, какую ногу он «купил» у доктора, а так как диагноз зашифрован, посмотреть его в больничном листе не мог. Отсюда такие «странные» ответы. Мы не будем комментировать высказывание о покупке больничного листа. Возможно, у работодателя есть доказательства незаконной выписки больничного, в противном случае подобные выводы, кидающие тень на врача и медицинское учреждение, будут голословными.
Как было упомянуто, в профсоюзный комитет «Жактау» от работников комбината часто поступают вопросы о правомочности цеховых комиссий по рассмотрению больничных листов. Один из популярных вопросов: имеют ли работники право не раскрывать свои диагнозы, и о чем их может спрашивать цеховая комиссия? Комментарий по этому поводу в одном из номеров газеты «Магнитка плюс» дала старший юрисконсульт профсоюза Марина Гавриченкова. Цитируем: «Согласно ст. 11 ТК РК работодатель издает акты в пределах своей компетенции. По распоряжению от 2.02.2010 года комиссия создана для проведения анализа и разбора причин того, почему работники длительно и часто болеют, следовательно, комиссия вправе задать вопросы, касающиеся причин частых заболеваний, связанных с техническими, производственно- бытовыми условиями труда и рабочего места работника. Выяснять, чем болел работник и как он лечился, не входит в компетенцию комиссии. Работник не обязан озвучивать свое заболевание, так как даже в самом листе нетрудоспособности название заболевания указывается шифром согласно Международной классификации болезней (МКБ). Это право работника, как и любого гражданина РК — на неприкосновенность частной жизни, личную тайну – охраняется Конституцией РК (статья 18)».
В статье 95 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» четко прописано, что входит в понятие «врачебная тайна». Это информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе и иные сведения, полученные при обследовании и (или) лечении. Поэтому на больничных листах все диагнозы зашифрованы. Понятно, что любой больничный для работодателя экономически невыгоден и связан с определенными неудобствами. Но и работа на комбинате сопряжена со множеством небезопасных и вредных для здоровья факторов, что может привести и нередко приводит к частой и длительной нетрудоспособности. Значит ли это, что болеющие работники должны раскрывать, по сути посторонним для них людям, свои личные тайны, а при некоторых заболеваниях и интимные моменты? Ответ — однозначно «нет». Иначе можно зайти слишком далеко.
Наверное, ни для кого не секрет, что сегодня расшифровку практически всех диагнозов можно найти в интернете. Почему такая информация находится в свободном доступе – большой вопрос. По определенным причинам мы не будем указывать адреса сайтов, на которые наткнулись при поиске информации для данной публикации. Похоже, что при введении шифров расчет был на то, что их просто не будут расшифровывать — по этическим соображениям.

Кира Щербакова

Добавить комментарий