15 февраля отмечается очереднаягодовщина вывода советских войск из Афганистана. Среди тех, кто воевал в этой стране, есть немало темиртаусцев, многие из них в настоящее время работают на АО «АМТ». Своими боевыми воспоминаниями с “Магниткой плюс” поделился работник комбината Сергей Занозин. |
Сергей Занозин был призван в армию в 1979 году после окончания темиртауского строительного техникума. Полгода служил в войсковой части недалеко от Усть-Каменогорска, а через полгода из военнослужащих, прибывших из близлежащих населенных пунктов, начали формировать полк. Сергей Анатольевич служил в артиллерии, был старшим вычислителем. Эшелоном его вместе с другими солдатами отправили в Термез. Именно там солдаты узнали, что им предстоит служить в Афганистане. В Термезе бойцы встретили Новый год, а 3 января их вооружили, выдали автоматы, и снова повезли. Вместо положенных шести человек в БТРах ехало по 15-16. До пункта назначения добирались три дня.
— Меня зачислили в минометную батарею. В первую же ночь в ущелье, рядом с которым мы были, сработали сигнальные мины. Мы, новобранцы, не знали, что делать. Все начали стрелять, стало непонятно, что к чему. Через время заняли круговую оборону, но я не стрелял, потому что не понимал, куда нужно стрелять, — рассказывает Сергей Занозин. – В этом месте мы находились месяц. Снабжения не было. Все запасы съели и поехали за продуктами. Когда проезжали через поля, видели на них большие резиновые емкости с топливом. Если бы они взорвались, то никому бы мало не показалось.
Первая боевая операция состоялась для Сергея Занозина через три месяца недалеко от Пули-Хумри. Тогда батальон так называемых союзников, состоящий из афганцев и предварительно вооруженный советским оружием, перешел на сторону душманов. Новобранцам пришлось его догонять и получать пули из своего же оружия.
— Когда мы дошли до конца, нам сказали, что в одном из селений есть тюрьма, в которой содержались политические заключенные. Мы поехали освобождать, на месте заняли круговую оборону. Операция длилась где-то полтора-два месяца. Запасы продовольствия мы съели, с вертолетов нам сбрасывали сухой паек, — вспоминает Сергей Занозн. — Когда ехали назад, опасались, что нас будут обстреливать с гор. Мины мы загрузили в БТР, сзади зацепили минометы. В ущелье, в узком месте, засели душманы, подбили наш танк. Мы еле разъехались, потом заскочили в дома местных жителей. Но уже со второго выстрела мы раскрыли все их точки. Показали, что мы можем воевать.
Много раз Сергею Анатольевичу приходилось сталкиваться с предательским поведением так называемых союзников. Днем они улыбались нашим солдатам, а ночью запросто могли воткнуть нож в спину. Опасность заключалась в том, что это делали люди, которые находились рядом.
— Сначала у мятежников было духовое оружие – кремневки и старые автоматы. А уже потом им стали поставлять современное оружие. Помню, мы взяли в плен одного мятежника, сдали его в военную полицию. Там пленные клали руку на Коран и клялись, что больше не будут воевать вместе с душманами. Их отпускали, верили. А они уже на следующий день шли и воевали против нас. Воевали даже молодые девушки лет 16-ти – мы видели их во время операций. Жители Афганистана были недовольны вводом советских войск. Мы пришли их охранять, а они думали, что их завоевывают. Но с нами они еще находили общий язык: советские специалисты построили для них дороги, аэродромы, электростанции, многоэтажные здания. А вот американцами, которые там стояли, они были недовольны.
Как вспоминает Сергей Занозин, в Афганистане современность причудливым образом сочеталась со средневековьем. У населения были японские магнитофоны и фотоаппараты «Полароид», которые жителя Советского Союза в то время не видели – подарки от развитых стран. И в то же время, землю пахали плугами, возделывали тяпками. Многоэтажные здания, выстроенные советскими специалистами, можно было увидеть только в городах. За их пределами — одноэтажные жилища сложены из камней, на полу расстелены циновки. На афганском календаре – 1360 год. Женщины ходили полностью закрытые одеждой, в сопровождении мужчин. Обычная картина, которую часто видели солдаты: мужчина идет первым, женщина – на почтительном расстоянии от него. Но так было вначале. Потом наши бойцы все чаще замечали, что женщина идет впереди мужчины. Как потом выяснилось, это делалось для того, чтобы проверить, не заминированы ли тропы и дороги.
Сергею Занозину довелось участвовать в четырех больших операциях. Он стрелял изо всех видов наземного оружия, научился быстро взбираться по горам и ориентироваться в ущельях. В Темиртау Сергей Анатольевич вернулся в июле 1982 года. Сейчас он работает мастером НОТ СИЗ и ремонтов механического оборудования кислородного отделения №2.
Кира Щербакова