Работать сложно, но интересно

Елена Николаевна Тычко – разметчик механического цеха. В Темиртау она приехала с родителями в 1961 году. Родители работали на комбинате, мама — в желдорцехе, потом в доменном цехе, оттуда и на пенсию ушла. Отец работал в  мартеновском цехе.
Лена, когда окончила школу, тоже пришла работать на комбинат, это было в 1973 году. Для начала освоила профессию токаря, какое-то время работала на складе. Оттуда перешла в разметчики.
Свою приверженность механическому цеху, она объясняет маминым наказом: «Лена, не бегай из цеха в цех, знаешь, на одном месте и камень мохом обрастает. Уважение людей будет, авторитет».
– Так оно и есть, и хоть маленькая зарплата, я не думаю о том, чтобы куда-то перейти. Приближается пенсия, и если здоровье позволит, то еще поработаю.
В механическом цехе Елена трудится с 1975 года.
– Работа конечно, очень интересная,  мы на бесформенной болванке (заготовке) размечаем контуры будущей детали, отверстия, пазы и т.д. По нашей разметке станочник выставляет деталь на станок, обрабатывает поверхности, выполняет отверстия. Разметка делается вручную с помощью инструмента: штангенциркулей, линеек, рейсмасов, угломеров, при необходимости пользуемся специальными таблицами с помощью которых находим, например, хорды. Я люблю свою работу, работаю с удовольствием, творчески.
Работа непростая, обязательно надо уметь читать чертежи, иметь хорошее пространственное мышление, чтобы по проекциям детали на чертеже представлять её форму. Очень многое приходит с опытом. Пробовали себя в этой профессии многие  работники цеха, но не у всех получалось. Были, конечно, и очень грамотные, асы в своём деле. Такие, как моя наставница Раиса Георгиевна Афонская, которая работала с основания цеха. Она объяснила мне азы профессии разметчика и передала свой опыт и знания. Так до сих пор и учусь, с каждой новой деталью узнаю что-то новое.
Бывает, что приходят детали очень сложные – конфигурации, больших габаритных размеров, долго приходится разбираться. Иногда обращаюсь к технологам. Разметчиков в цехе осталось трое. Надеюсь, что ещё одного примут. Обучиться этой профессии до конца невозможно, я работаю 34 года и постоянно учусь. Сейчас на комбинате идут реконструкции оборудования, приходят совершенно новые детали, над ними иногда приходится «покумекать». Постоянные детали делаешь почти с закрытыми глазами, и размеры помнишь. Иногда приходят большие партии деталей, тогда работаем с краном, но иногда и на себе приходится таскать. Лишний раз перевернуть деталь в процессе работы, если это под силу. Иногда приходят заготовки, иногда  уже обработанные детали, например, мы на них где-то пазы размечаем. Для шевронных валов, (такой зуб — «ёлочкой») сначала с одной стороны нарезают, мы угол переносим, чтобы другую сторону зуба нарезать .Порой приходят такие детали, которые невозможно без станка сделать: много выступов,  всевозможных отверстий. Определяем на станке осевую и от нее – расположение остальных элементов детали. Базу, если это необработанная деталь, определяем «на глаз», а от базы выполняем геометрическое построение.
В основном работаем по одному. Сложно, конечно, но опыт позволяет это сделать. Если же одной работу выполнить не получается, то помогает станочник или напарница. Часто повторяющаяся работа — разметка отверстий на сварных рамах для установки электродвигателей, размеры переносим с чертежа. Надо бы, конечно, обучать смену, которая будет работать, когда мы уйдём на пенсию. Работаем до 7 часов, технологов в это время уже нет. Разметчик не должен растеряться, если придёт какая-то незнакомая деталь. Надо талант иметь, чтобы здесь работать. На станках работают, сюда не хотят идти, потому что сложно и ответственно. Да и зарплата у нас очень маленькая, мы постоянно находимся в цехе, имеем дело с металлом, но почему-то нас «недооценили». У меня самый высокий 5 разряд, платят за квалификацию, но даже 50 тысячи у меня не получается. А у моей напарницы 4 разряд, так у неё 32 тысячи. Уборщицы стружки столько же получают.
Так повелось еще в советские времена. Пытаемся добиться увеличения зарплаты, но пока безуспешно, 20 лет назад добились повышения разряда. Нам говорили тогда, что 5 разряд только у разметчиц в кораблестроении. Но кораблестроение – это плоскостная разметка, а у нас зачастую пространственная разметка, она намного сложнее.
За достижения в труде Елена Николаевна удостоилась чести быть представленной на доске почёта комбината. В цехе онаа пользуется уважением. Ей долгое время довелось работать с М.Н. Савченко – менеджером по производству. Он говорит о Е.Н. Тычко:
– Елена человек – энергичный, ответственный, настойчивый, преданный своему делу. Среди ночи разбудишь, придёт и будет делать!
Муж Юрий Петрович Засекин, работает слесарем КИПиА в ЦЛМ. У них трое детей: Павел, Сергей, Елена. Дети хорошие, трудолюбивые. Четверо внуков: Георгий, Кирилл, Павел, Артём.
– Сотрудникам хочу пожелать терпения и повышения зарплаты. Чтобы руководство комбината обратило внимание на такие специальности, как наша: очень специфических, требующие знаний, определённых навыков. Ведь каждая работа должна достойно оплачиваться. Иначе люди просто не пойдут сюда работать. А цех не сможет обойтись без разметчиков. У нас есть координатные станки, которые работают без разметки, но их очень мало. Руководство цеха у нас хорошее, понимающее, когда бывает трудно, когда горе, всегда помогут. За 30 лет работы в одном цехе сроднилась с коллективом. Я люблю свой цех.
Г.Кабанова

Добавить комментарий