Ломать – не строить

В настоящее время идет демонтаж трубы №2 ТЭЦ ПВС. Для комбината этот проект в своем роде уникальный. Еще ни разу на его территории не разбирали трубу такой большой высоты. Может, поэтому было решено провести пресс-конференцию с участием городских СМИ, во время которой было рассказано о ходе проводимых работ, и о многих нюансах, имевших место во время демонтажа.

Надежды на ремонт не оправдались

Демонтажу стометровой трубы предшествовало проведение тщательных исследований. Специализированная организация провела обследование первой и второй дымовых труб ТЭЦ ПВС. С помощью ультразвука определили хрупкость бетона, после чего еще в 2014 году выдали заключение о том, что труба №2 непригодна для эксплуатации. Вскоре была проведена еще одна экспертиза с привлечением другой организации, которая смогла определить хрупкость бетона методом высверливания проб. Их отправили на механические испытания, и заключение, данное первой организацией, подтвердилось в 2015 году. Надежды сотрудников ТЭЦ ПВС на то, что труба пригодна для ремонта, не оправдались. В итоге было принято решение о демонтаже. Надо отметить, что органами ЧС на комбинате была проведена проверка, на основании заключения специалисты выдали предписание. Но уже к этому времени имелся план по демонтажу. Подготовительные работы, предшествующие ему, начались в конце марта текущего года.
Для проведения демонтажных работ была привлечена организация «Казтеплоспецстрой» из Усть-Каменогорска. Только недавно ее специалисты закончили демонтаж 130-метровой трубы в Балхаше. Профессионализм и большой опыт в проведении не только демонтажа, но и строительства, обследования дымовых труб сыграли решающее значение при выборе подрядчика. Все работы был разбиты на три этапа. На первом было произведено усиление ствола, так как средняя часть трубы наиболее опасна для проведения работ на ее верхней части. Второй этап – непосредственно демонтаж, который проводится сейчас. Третий этап – проектирование новой трубы. Его еще предстоит осуществить.
Демонтажные работы начались в июне, и, согласно графику, их планируют завершить в ноябре 2016-го. На 14 сентября рабочие при помощи отбойных молотков и специальных инструментов разобрали 47 метров. Как сказал мастер СМР ОО «Казтеплоспецстрой» Михаил Дивинский, работы даются непросто, ведь труба состоит из железобетона, окружность делится на несколько сегментов, которые постепенно демонтируют вовнутрь трубы. При помощи лебедки из нее извлекают строительный мусор, который потом вывозят на полигон. Самой сложной была верхняя часть, так как большая высота подразумевает определенные риски. Прибавьте к этому ветровую нагрузку и плохие погодные условия, которыми отличилось лето 2016-го.
Плохая погода стала для подрядчиков главной трудностью. Из-за нее было допущено 18 дней простоя, хотя за три месяца это не так уж много. По существующим нормам работы по демонтажу труб нельзя проводить в дождь. При скорости ветра 8-9 метров в секунду люди не должны находиться на высоте. Приходилось «ловить окошки», ждать, когда труба немного подсохнет, когда стихнет ветер. Однако самая критичная отметка на высоте 55-57 метров, где даже визуально можно было увидеть разрушение – трещины, сколы и сквозные дыры, уже пройдена.

Диаметр выходного устья трубы 6 метров, у основания – 13 метров. Толщина стены сверху – 160 миллиметров, у основания – 400 миллиметров.

Без второй трубы не обойтись

Работа по демонтажу сопряжена с риском, но фирма «Казтеплоспецстрой» не допускает нарушений правил техники безопасности. Постоянно наверху находятся 7-8 человек, всего же на комбинат приехало 10, включая мастера и наблюдающего. Для обеспечения безопасности работы ведутся при помощи двух площадок, закрепленных на бандажных кольцах — их переставляют в шахматном порядке по мере проведения демонтажа. Все рабочие используют страховочные фалы. Дополнительные страховочные фалы прикреплены к тросу, натянутому между первой и третьей дымовыми трубами. Такие требования представители комбината выдвинули сами, ранее подрядчики никогда не использовали подобный способ страховки, так как при проведении демонтажных работ на других предприятиях рядом не было параллельно стоящих труб. Для осуществления процесса обвала сегментов трубы на месте проведения работ в обязательном порядке выставляют наблюдающих, во избежание попадания людей в огороженную зону в момент демонтажа.
Так как одна труба сейчас не функционирует, были усилены газоходы — по ним отводятся дымовые газы к действующей третьей трубе. Это было сделано во избежание случайного повреждения газоходов при демонтажных работах. На ТЭЦ ПВС пришлось изменить отведение дымовых газов. До демонтажа второй трубы два котла работали на первую трубу, два — на вторую и четыре — на третью. Именно третья труба еще при проектировании была рассчитана на отвод дымовых газов от семи котлов, поэтому на работе котельного оборудования вывод из эксплуатации второй трубы никак не сказался. Однако, по словам специалистов станции, без трубы №2 обойтись нельзя. Третьей трубе когда-то понадобится капитальный ремонт, а останавливать станцию нельзя, ведь она обеспечивает работу доменных печей. Котлы должны работать круглосуточно, 365 дней в году. Необходим резерв, а значит, вторую трубу на месте демонтированной будут строить. В настоящее время ведутся работы по определению проектного института, который спроектировал бы дымовую трубу высотой не менее 150 метров. На выполнение подобного проекта, по предварительным данным, уходит от 4 до 7 месяцев, комбинату он обойдется в почти 100 миллионов тенге, строительство трубы – около 800 миллионов. Демонтаж стоит в 10 раз дешевле строительства. Введение в эксплуатацию новой трубы улучшит работу котлов, увеличив самотягу, снизит воздействие на окружающую среду.
Что касается других труб, то в прошлом году капитальный ремонт прошла дымовая труба №3. Он длился в течение двух лет, проводились работы на железобетонном стволе, и на внутреннем металлическом. Скоро подрядная организация должна закончить электрические работы, после чего на трубе появится подсветка. Это именно то, чего требуют органы ЧС. В отличие от третьей трубы, первая и вторая — железобетонные. Внутри — плитка, которая в процессе эксплуатации частично обвалилась. Скорее всего, именно из-за этого труба №1 вышла из строя. Увидеть такие нарушения, по словам работников станции, было невозможно. Раз в пять лет проводились обследования с помощью ультразвука, но наличие или отсутствие плитки таким способом не определить. Поэтому при обнаружении нарушений для перепроверки данных к обследованию была привлечена вторая подрядная организация.
Специалисты говорят, что труба – как живой организм. В зависимости от различных факторов, она может «чувствовать себя» лучше или хуже, «болеть», и сказать, каким будет точный срок ее эксплуатации, очень сложно. Большую роль играют погодные условия региона, где установлена труба. Суровые зимы северного и центрального Казахстана, жаркое лето и резкие перепады температуры не лучшим образом воздействуют на трубы. Также на их состоянии сказывается замена топлива. Труба №2 продержалась более 50-ти лет, а это немалый срок.

Трубу №2 построили в 1958 году, она была рассчитана на 50 лет безотказной работы, после чего должен последовать ремонт. Ремонт трубы №2 проводили только «косметический»: подправили металлоконструкции и заделали выбоины и сколы.

Кира Щербакова

Добавить комментарий