За последнее время на комбинате АО «АМТ» произошло несколько тяжелейших несчастных случаев, два из них – в конвертерном цехе. В ходе совещания представителями администрации АО «АМТ» были названы причины растущего травматизма. Их оказалось немало. |
Серьезные последствия
Ранее уже была озвучена информация о пострадавшем в результате выплеска пламени из конвертера работнике аутстаффинговой компании Максате Тажибаеве — сейчас он находится в ожоговом центре Брюсселя. Как отметил директор по трудовым ресурсам и трудовым отношениям АО «АМТ» Дмитрий Павлов, за три года деятельности аутстаффинговой компании, в которой числится Тажибаев, это уже третий несчастный случай, что говорит о плохой организации работ по охране труда.
Еще один тяжелый несчастный случай произошел в конвертерном цехе уже со штатным работником комбината, 40-летним огнеупорщиком. В результате взрыва газа в отделении для сушки промковшей он получил порядка 50% ожогов 3 и 4 степеней. Взрыв произошел в момент зажигания свечи на оборудовании. В настоящее время пострадавший находится в клинике им. Макажанова в Караганде, было проведено несколько операций по пересадке кожи.
Тяжелую травму ноги получил работник коксохимического производства, предцехкома Анатолий Калин, когда оступился на дефомированной ступени металлической лестницы, неся при этом тяжелую задвижку весом 16 килограммов. Сейчас он также находится в клинике им. Макажанова.
Очередной несчастный случай произошел совсем недавно в доменном цехе с работником фирмы УДР: во время разгрузки на него упала металлическая труба. Работник получил тяжелейшие травмы: разрывы капсулы печени, селезенки, поджелудочной железы. Была проведена операция по удалению селезенки. Сейчас пострадавший лежит в больнице с раскрытой брюшной полостью, врачи борются за его жизнь. И, самое удивительное, что этот несчастный случай пытались скрыть: в больнице имеется запись, в соответствии с которой травмы рабочий получил у себя на даче. Неизвестно, сколько еще руководство подрядной организации собиралось замалчивать истинные причины, и на что надеялось, пытаясь выдать тяжелый несчастный случай на производстве за бытовую травму.
Посчитать нарушения не хватит пальцев на руках
После случая с огнеупорщиком было проведено внеочередное совещание по вопросам охраны труда. Результаты расследования озвучил начальник УОТ, ТБ и ПБ АО «АМТ» Сергей Горбачев. По его словам, есть много вопросов к организации самого рабочего места в отделении для сушки промковшей. Забор воздуха, который подается на горелки стенда сушки № 1, производился с рабочей зоны, где непосредственно проходил газ.
— Что нужно для взрыва? Концентрация газа и наличие искры. И если произошел взрыв, значит, два эти условия имели место, — отметил Сергей Горбачев.
В ходе расследования выяснилось, что разрушился вентилятор воздуходувки, подававшей воздух на горелки, из-за чего газ засосало в вентилятор. По словам Сергея Горбачева, комиссия обратила внимание и на отсутствие у персонала газоанализаторов, как переносных, так и стационарных. Газоанализатора не оказалось даже у дежурного энергетика, который был на месте несчастного случая в день расследования. Также выявились несоответствия в применении персоналом спецодежды.
— Сегодня много споров вокруг спецодежды, ее качества. Но я должен констатировать, что персонал не применяет даже ту спецодежду, которая установлена по нормам. Пострадавший был в хлопчатобумажном костюме, когда по нормам ему положен суконный. Он у него есть, но работник его почему-то не применял, — рассказал Сергей Горбачев.
Комиссию поразил следующий момент: мероприятия, обеспечивающие безопасные условия труда, на участке выполняют не в полном объеме. А именно, во время работы бригады цеха вентиляции на задвижке, подающей газ, не была установлена заглушка, другая регулирующая задвижка пропускала газ, и при всем этом проводились электросварочные работы. Комиссии пришлось их остановить. Поразило комиссию и то, что один из работников курил на месте взрыва, там было найдено несколько окурков. И это еще не весь список нарушений.
Сегодня конвертерный цех – лидер антирейтинга по несчастным случаям. Их увеличение в этом подразделении началось в 2012 году. В 2014 и 2015 годах здесь произошли смертельные несчастные случаи. Коэффициент частоты несчастных случаев в конвертерном цехе в 2-3 раза превышает коэффициент частоты по комбинату в целом.
Уровень производственного травматизма на комбинате не падает: коэффициент 0,74 при планируемом не выше 0,7. В 2016 году в доменном цехе произошло 4 несчастных случая, в конвертерном – 2, на ТЭЦ ПВС – 2, РМЗ – 4. По словам Сергея Горбачева, причин высокого травматизма несколько. Это невыполнение производственными служащими требований системы контроля по вопросам охраны труда, низкая эффективность проводимых аудитов на уровне цехов, низкий уровень функционирования системы предупреждения нарушений с применением талонной системы, неудовлетворительный контроль над подчиненным персоналом при производстве работ на производственных площадках, при их организации и завершении, отсутствие качественного проведения инструктажей и обучения персонала.
В течение месяца в нескольких подразделениях комбината было проведено анонимное анкетирование. Результаты неутешительны: рабочие пишут, что руководители не инструктируют персонал перед началом выполнения работ, заставляют работников нарушать технику безопасности, не останавливают их в случае допущения рискованных действий. Адекватные и своевременные меры по замечаниям подчиненных не принимают — служащие просто не реагируют на замечания работников. Производственным служащим выставлены необъективные оценки по охране труда за предыдущий месяц. На АО «АМТ» существует положение о системе контроля, в котором расписано, как необходимо оценивать служащего. Эта работа ведется формально. Также Сергей Горбачев отметил, что на сменно-встречных собраниях отсутствуют доклады по безопасному состоянию рабочих мест, персонал не сообщает об опасных ситуациях, угрозах и происшествиях.
Как сказал после отчета заместитель директора по производству Андрей Берг, для того, чтобы подсчитать все нарушения техники безопасности только в случае с огнеупорщиком не хватит пальцев на руках. Сколько нарушений допускается каждый день суммарно и в каждом подразделении в отдельности – об этом остается только догадываться.
Кира Щербакова